Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки»

Российское образование для инновационной экономики:
«болевые точки»


Дежина И. Г.

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; руководитель аналитического Департамента научно-технологического развития, Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия. i.dezhina@skoltech.ru

Ключарев Г. А.

Доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор НИУ «Московский Энергетический Институт», главный редактор журнала «Социологические исследования», Москва, Россия. Kliucharev@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40-48.
DOI 10.31857/S013216250001957-5



Аннотация

Непрерывное профессиональное образование важно для инновационной экономики, одна из особенностей которой – постоянное обновление фундаментальных и прикладных знаний, навыков и компетенций. На основе 80 экспертных интервью, проведенных в 2017–2018 гг. в 12 регионах РФ с ключевыми фигурами инновационных процессов, изучены существующие практики взаимодействия институтов непрерывного образования с наукоемкими производствами, предприятиями и компаниями, корпоративными и государственными научными учреждениями. Рассмотрены потребности рынка труда в специалистах для инновационной деятельности и связанные с этим требования к работе вузов и университетов, включая мнения работодателей о принципах построения обучения инженерно-технических работников, а также перспективы корпоративного образования.


Ключевые слова
непрерывное образование; университеты; вузы; наукоемкие производства; инновации


Список литературы

Вершловский С. Г. Взрослость как категория андрагогики // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 285–298.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых М.: Юнити-Дана, 2012.

Дежина И. Г., Медовников Д. С., Розмирович С. Д. Оценки спроса российского среднего технологического бизнеса на сотрудничество с вузами // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 4(36). C.8 1–105.

Диденко Д. И. Интеллектуалоемкая экономика. Человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб., 2015.

Змеёв С. И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24) С. 94–102

Латов Ю. В. (ред.) Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социальноэкономических неравенств. М.: ИС РАН, ЦСПиМ, 2014.

Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс. М.: Из-во Ин-та Гайдара, 2014.

Becker G. S. Human Capital and Personal Distribution of Income: An Analytical Approach. 2nd ed. N.Y.: Columbia University Press, 1975. P. 94–144.

Dohmen D., Cristobal Lopez V., Yelubayeva G. The macro-economic benefits of adult learning. Research Institute for the Economics of Education and Social Affairs. 2016. URL: http://2016. economicsofeducation.com/user/pdfsesiones/171.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

Knowles M. S. The Adult Learner. The Definitive Classic and Adult Education and Human Resourse Development. Elwood &Richard Swanson, 1973.

Knowles M. S. Andragogy in Action: Applying modern principles of adult learning. San-Francisco, 1984.

Lindemann E. Symtomatology and Management of Acute Grief. American Journal of Psychiatry. 1944. Vol. 101.

Mezirov J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco: Jossey Bass, 2000.

Mincer J. The distribution of labor incomes: a survey with special reference to the human capital approach // Journal of Economic Literature 8. 1970. No. 1 (March). P. 1–26.

Mincer J. Schooling, experience and earnings. N.Y., 1975.

Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix Systems: An Analytical Framework for Innovation Policy and Practice in the Knowledge Society. Industry and Higher Education. 2013. 27(4).

Rogers С. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969.

Schultz T. W. The Economic Value of Education. N.Y.: Columbia University Press, 1963.

Содержание номера № 9, 2018