Идеология против утопии: старые противоречия и новые конфликты в современных обществах
Черныш М. Ф.
Доктор социологических наук,директор Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия mfche@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 10094
Черныш М. Ф. Идеология против утопии: старые противоречия и новые конфликты в современных обществах // Социологические исследования. 2024. № 6. С. 42-52.
DOI 10.31857/S0132162524060043
В современной социологии понятие идеологии имеет несколько трактовок. Для ортодоксальных марксистов идеология – это система понятий, внедряемых в общественное сознание государственным идеологическим аппаратом. Для других – это ложное сознание, отвлекающее массы от борьбы за свои права. В понимании третьих идеология является необходимым инструментом контроля над массами, обслуживающим интересы правящего класса. Памятуя о регулирующей роли идеологии в советском обществе, российские политики иногда выходят с предложением разработать работающую, объединяющую идеологию для современного российского общества. Но возможна ли такая идеология в обществах, насыщенных новыми коммуникационными технологиями? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как формируется идейная основа современных обществ, как ее эволюция отражалась в социологической теории. Важны не просто идеи, но и то, на какой почве они произрастают и какую роль играют в их распространении ресентимент и здравый смысл. В современных обществах со свой ственным им перепроизводством информации и многообразием идей идеологии со свой ственными им притязаниями на системность сталкиваются с дискурсами, оперирующими расхожими короткими эмоционально нагруженными текстами, мемами и образами. Дискурсы, с легкостью комбинирующие разные элементы, становятся более эффективными в плане влияния на массовое сознание, чем обращение к устоявшимся системам идей таким, как либерализм или коммунизм.
Батыгин Г. С. Мкртчан Г. М. и др. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 1960‑х годов к 2000‑му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Грамши А. Тюремные тетради. М.: Политиздат,1991.
Дебор Ги. Общество спектакля. Комментарий к обществу спектакля. М.: Логос, 2000.
Иванова А. С. Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. № 8. 2013. С. 146–149.
Ионин Л. Восстание меньшинств. М.-СПб.: Универ. книга, 2012.
Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974.
Ленин В. И. Что делать? // ПСС. Изд.5. Т. 6. М.: Политиздат, 1963.
Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист,1994.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2‑изд. Т. 3. М.: Политиздат, 1955.
Ницше Ф. Генеалогия морали. М.: Азбука классика, 2015.
Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1974.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. М.: Наука, 1999.
Dahrendorf R. Life Chances. Chicago: University of Chicago Press, 1979.
Kahneman D., Tversky A. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases // Preferences, Beliefs and
Similarity. Selected Writings / Ed. by E. Sharif. Cambridge. Massachusetts: MIT, 2004.
Laclau E. The Rhetorical Foundations of Society. L.: Verso, 2014.