Социология: постмодернизм и онтология

Социология:
постмодернизм и онтология


Щелкин А. Г.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия evropa.ru@gmail.com

DOI: 10.31857/S0132162524060119
ID статьи на сайте журнала: 10103


Ссылка при цитировании:

Щелкин А. Г. Социология: постмодернизм и онтология // Социологические исследования. 2024. № 6. С. 122-132.
DOI 10.31857/S0132162524060119


Аннотация

Заметно вырос интерес к онтологии в социологической науке; при этом онтология трактуется неоднозначно. С одной стороны, мы имеем традицию классической онтологии, которая представлена именами и работами Аристотеля, Парменида, Гегеля, Маркса, Хайдеггера, франкфуртской школой в социологии, Лукача, М. Лифшица. С другой стороны, появилось направление «социальной онтологии», которое скорее опирается на установки и стилистику постмодернизма. Если в классической онтологии мы имеем ориентацию на «подлинные» и «истинные» феномены общественного бытия, отличая их от «вещей» девиантных и не соответствующих своей природе, то в постмодернистской редакции такого «сущностного» различия не проводится: «все состояния равнозначны», «все суть идиократические (сугубо индивидуальные) факты». В этом случае мир социальных вещей не пронизан «категориальным», «сущностным» и «типовым» единством, и каждая «вещь» не детерминирована своей сущностью, а напротив, представлена «плюрализмом» своих произвольных вариаций, каждая из которых может считаться своего рода «подлинностью», «аутентичностью» sui generis, «истинным» в силу факта существования. Подобный позитивистско- постмодернистский релятивизм сводит на нет «культуру понятий», – краеугольный камень онтологии, поскольку понятие есть то, с помощью чего схватывается сущность человеческих дел, в чем присутствует аутентичность социальных артефактов и что хранит подлинность жизненных ситуаций.


Ключевые слова
онтология; «социальная онтология»; постмодернизм; «природа вещей»; понятие в онтологии


Список литературы

Бек У. Космополитическое мировоззрение. М.: ЦИПИО, 2008.

Бурдье П. Начала. М.: Socio-­Logos, 1994.

Гегель Г. Наука логики. Т. 3. М., 1972.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974/

Девятко И. Состояние и перспективы развития социологической теории в мире и России // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 35–37.

Коротченко Е. Гиперреальность // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.

Лифшиц М. В мире эстетики. М.: Изобразительное искусство, 1985.

Лифшиц М. Либерализм и демократия // Вопросы философии. 1968. № 1. URL: http://scepsis.net/library/id_3538.html (дата обращения: 20.04.2024).

Лифшиц» М. Что такое классика? М.: Искусство XXI век, 2004.

Маркс К. Экономические рукописи 1857–1861 гг. Ч. II. М.: ИПЛ, 1980.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М.: ИПЛ, 1955–1974.

Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: Владимир Даль, 2000.

Мудрагей Н., Никитин Е. Проблема взаимоотношения гносеологии и онтологии в немарксистской философии // Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983.

Перов Ю. Судьба моральной философии // Логос. Разум, духовность, традиции. Л.: ЛГУ, 1991.

Социальная философия – онтология без сущности (круглый стол). URL: https://philos-urgi.urfu.ru/ru/novosti/7223/ (дата обращения: 20.04.2024).

Эпштейн Б. Социальная онтология / Пер. с англ. М. Стениной. URL: https://brickofknowledge.com/articles/social-­ontology (дата обращения: 20.04.2024).

Содержание номера № 6, 2024