Роль отца и матери в формировании трудовых ценностей (на материалах интервью со студентами российских вузов)

Роль отца и матери в формировании трудовых ценностей (на материалах интервью со студентами российских вузов)


Поплавская А. А.

кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, старший преподаватель кафедры экономической социологии, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. apoplavskaya@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162525030102
ID статьи на сайте журнала: 10445


Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


Ссылка при цитировании:

Поплавская А. А. Роль отца и матери в формировании трудовых ценностей (на материалах интервью со студентами российских вузов) // Социологические исследования. 2025. № 3. С. 118-131.
DOI 10.31857/S0132162525030102


Аннотация

Теории социализации отводят родителям важную роль в передаче ценностей последующим поколениям. Существующие исследования доказывают наличие трансмиссии основных жизненных ценностей от родителей к детям, при том что относительно ролей отца и матери в формировании трудовых ценностей результаты разнятся. Данное исследование нацелено на наращивание знания о характере передачи отношения к труду по материнской и отцовской линиям. На основе анализа 38 интервью с имеющими опыт работы студентами вузов от 18 до 24 лет сделаны выводы относительно явной двунаправленной роли отца в формировании отношения к труду, а также многоаспектного влияния матери на мировоззрение и неявное – на представления о значимых характеристиках работы. В полных семьях содержательный смысл работы и внутренние трудовые ценности скорее передаются в рамках общения между наиболее вовлеченным в рынок труда родителем (обычно отцом), успевающим помимо своей профессиональной деятельности выстраивать доверительные и эмоционально нагруженные отношения с ребенком, потенциальным будущим участником рынка труда, а также транслировать позитивный образ интереса к своей профессии и ее социальной значимости. Меньшая вовлеченность отца в общение с детьми и сильная погруженность матери в работу (обычно по причине воспитания ребенка в одиночестве) невольно лишает подростка ориентации на внутренне обусловленный подход к труду. Данные тезисы теоретически обосновываются подходом Н. Флигстина и Д. Макадама, в рамках которого говорится о важности межличностного взаимодействия и социальных навыков в рамках передачи значимых смыслов и фундаментальных представлений о различных аспектах жизни между людьми.


Ключевые слова
трудовые ценности; внутренние и внешние ценности; мотивация; отцовство; материнство; культурная трансмиссия


Список литературы

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: ВШЭ, 2016.

Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю., Кожевникова О. В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. № 24(1). С. 135–162.

Галяпина В. Н., Лебедева Н. М. Трансмиссия ценностей и психологическое благополучие подростков: трехпоколенное исследование русских и осетин в республике Северная Осетия – Алания // Культурно- историческая психология. 2019. № 15(2). С. 43–53.

Гуриева С. Д., Юмкина Е. А., Васина Е. А., Кузнецова И. В. Ценностные ориентации в семье: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2024. № 15(3). № 38–59.

Дубров Д. И., Татарко А. Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в городской и сельской среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 299–309.

Карпова В. М. Особенности межпоколенной трансляции семейных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 25(3). С. 117–139.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: ВШЭ, 2007.

Магун В. С. Динамика трудовых ценностей российских работников, 1991–2004 гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 4(4). С. 45–74.

Магун В. С. Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006–2021 годы // Социологические исследования. 2024. № 12. С. 44–58.

Поплавская А. А. Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32. № 1. С. 61–86.

Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ИД ВШЭ, 2019.

Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179.

Рожкова К. В., Рощин С.Ю., Травкин П. В. От совмещения учебы с работой к совмещению работы с учебой? Изменение модели российского высшего образования // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 286–322.

Флигстин Н., Макадам Д. Теория полей. М.: ИД ВШЭ, 2022.

Черепова А. А. Междисциплинарный подход к определению понятия «культурная трансмиссия» // Общество: философия, история, культура. 2016. № 8. С. 99–101.

Чернова Ж. Репрезентации отцовства: социологический анализ блогов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. № . 15. С. 6–23.

Черныш М. Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 42–53.

Barni D., Alfieri S., Marta E., Rosnati R. Overall and unique similarities between parents’ values and adolescent or emerging adult children’s values // Journal of adolescence. 2013. Vol. 36. № 6. P. 1135–1141.

Boehnke K., Hadjar A., Baier D. Parent- child value similarity: The role of zeitgeist // Journal of Marriage and Family. 2007. Vol. 69. № 3. P. 778–792.

Cemalcilar Z., Secinti E., Sumer N. Intergenerational transmission of work values: A meta-analytic review // Journal of youth and adolescence. 2018. Vol. 47. P. 1559–1579.

Degner J., Dalege J. The apple does not fall far from the tree, or does it? A meta-analysis of parent–child similarity in intergroup attitudes // Psychological bulletin. 2013. Vol. 139. No. 6. P. 1270.

Frodi A., Bridges L., Grolnick W. Correlates of mastery- related behavior: A short-term longitudinal study of infants in their second year // Child development. 1985. Vol. 56. No. 5. P. 1291–1298.

Johnson M. K., Sage R. A., Mortimer J. T. Work values, early career difficulties, and the US economic recession // Social psychology quarterly. 2012. Vol. 75. № 3. P. 242–267.

Kalleberg A. L. Work values and job rewards: A theory of job satisfaction // American sociological review. 1977. Vol. 42. № 1. P. 124–143.

Kraaykamp G., Cemalcilar Z., Tosun J. Transmission of work attitudes and values: Comparisons, consequences, and implications // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2019. Vol. 682. № 1. P. 8–24.

Kulik L. The impact of social background on gender-role ideology: Parents’ versus children’s attitudes // Journal of family issues. 2002. Vol. 23. № 1. P. 53–73.\

Lepshokova Z. H., Galyapina V. N., Lebedeva N. M. The impact of religious identity and perceived psychological closeness on parent- child value similarity in different religious contexts. Psychology // Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. № 2. P. 223–239.

Malinen K., Rönkä A., Sevón E., Schoebi D. The difficulty of being a professional, a parent, and a spouse on the same day: Daily spillover of workplace interactions on parenting, and the role of spousal support // Journal of prevention & intervention in the community. 2017. Vol. 45. № 3. P. 156–167.

Milevsky A., Schlechter M., Klem L., Kehl R. Constellations of maternal and paternal parenting styles in adolescence: Congruity and adjustment // Marriage and Family Review. 2008. № 44. P. 81–98.

Musick K., Meier A., Flood S. How parents fare: mothers’ and fathers’ subjective well-being in time with children // American Sociological Review. 2016. Vol. 81. № 5. P. 1069–1095.

Pagano M. E., Hirsch B. J., Deutsch N. L., McAdams D. P. The transmission of values to school-age and young adult offspring: Race and gender differences in parenting // Journal of feminist family therapy. 2003. Vol. 14. № 3–4. P. 13–36.

Roest A. M.C., Dubas J. S., Gerris J. R.M. Value transmissions between fathers, mothers, and adolescent and emerging adult children: The role of the family climate // Journal of Family Psychology. 2009. Vol. 23. № 2. P. 146–155.

Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. // Contemporary educational psychology. 2000. Vol. 25. № 1. P. 54–67.

Ryan R. M., Grolnick W. S. Origins and pawns in the classroom: Self-report and projective assessment of individual differences in children’s perceptions // Journal Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 20. № 5. P. 550–558.

Trommsdorff G. Intergenerational relations and cultural transmission. In Cultural transmission: Psychological, developmental, social, and methodological aspects, ed. Ute Schonpflug. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 126–60.

Twenge J. M., Campbell S. M., Hoffman B. J., Lance C. E. Generational Differences in Work Values: Leisure and Extrinsic Values Increasing, Social and Intrinsic Values Decreasing // Journal of Management. 2010. Vol. 36. № 5. P. 1117–1142.

Содержание номера № 3, 2025