Женские практики совладания в ситуации гендерной стигмы в высшем IT-образовании

Женские практики совладания в ситуации гендерной стигмы в высшем IT-образовании


Савинская О. Б.

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, доцент департамента социологии, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. osavinskaya@hse.ru

Мхитарян Т. А.

стажер- исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. mkhitaryan.tamara@gmail.com

DOI: 10.31857/S0132162525040077
ID статьи на сайте журнала: 10482


Ссылка при цитировании:

Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Женские практики совладания в ситуации гендерной стигмы в высшем IT-образовании // Социологические исследования. 2025. № 4. С. 82-93.
DOI 10.31857/S0132162525040077


Аннотация

Распространенность стереотипов о том, что технические специальности в университетах – не для женщин, создает для них дискомфортную атмосферу и ощущение аутсайдерства. Обзор современных теоретических подходов и эмпирических исследований низкой представленности девушек на технических специальностях и бытования стереотипов, приводящих к ситуациям их гендерной стигматизации в среде IT-факультетов, раскрывает механизм формирования гендерной стигмы и дает основания для изучения форм управления ею. В статье на основании анализа 23 полуформализованных интервью со студентками, обучающимися на факультете компьютерных наук одного из высокорейтинговых московских вузов, изучается их поведение в ситуации стигматизации в образовательном процессе. Результатом исследования стала систематизация практик совладания с гендерной стигмой в образовательной среде по уровню ее принятия или исправления в рамках континуума из восьми типов этих практик – от оправдания студентками гендерной стигмы до сопротивления ей, коллективных попыток построения институционального механизма, способствующего ее преодолению.


Ключевые слова
STEM; IT-образование; гендерные стереотипы; гендерная дискриминация; копинг-практики; практики совладания


Список литературы

Антощук И. А. Продвигаясь по “трубе” STEM: систематический обзор литературы по гендерному неравенству в российской инженерной профессии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 57–87. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1912.

Баскакова М. Е. Государственное регулирование занятости женщин и профессиональная сегрегация в российской сфере труда – 100 лет истории. Часть 1. 1918–1945 гг. // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 3. С. 127–146. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2023_3_127_146.

Воронина Н. С. Женщины в STEM-профессиях в России: аспекты гендерного неравенства // Информационно- аналитический бюллетень (ИНАБ). 2022. № 1. С. 65–86. DOI: 10.19181/INAB.2022.1.3.

Гиллиган К., Снайдер Н. Почему патриархат все еще существует? М.: ИД ВШЭ, 2021.

Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Уйти нельзя остаться: формирование жизненных стратегий женщин, сменивших STEM-профессии // Женщина в российском обществе. 2018. № 4. С. 71–84. DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.7.

Замятнина Е. С. Гендерные различия при выборе специальности в вузе в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 163– 176. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.11.

Калабихина И. Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 5–16. DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.1.

Лебедева Н. В. Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника “Стереотипные представления в отношении STEM” // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 118–132. DOI: 10.26907/esd.18.2.09.

Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно- технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149– 186. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-149-186.

Попова И. П. Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. № 30 (2). С. 98–122. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.

Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3–4. С. 3–12.

Савинская О. Б., Лебедева Н. В. Почему женщины уходят из STEM: роль стереотипов // Женщина в российском обществе. 2020. № 2. С. 62–75. DOI: 10.21064/WinRS.2020.2.6.

Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Технические дисциплины (STEM) как девичий профессиональный выбор: достижения, самооценка и скрытый учебный план // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 34–48. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.4

Хасбулатова О. А. Гендерные аспекты развития SТЕМ-образования в России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3 (80). С. 3–15. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.1.

Acker J. Hierarchies, jobs, bodies: A theory of gendered organizations // Gender & Society. 1990. № 2(4). P. 139–158.

Bird S. R. Unsettling universities’ incongruous, gendered bureaucratic structures: A case-study approach // Gender, Work and Organization. 2010. № 2 (18). P. 202–230.

Blickenstaff C. J. Women and science careers: leaky pipeline or gender filter? // Gender and Education. 2005. № 4(17). P. 369–386.

Britton D. M. The epistemology of the gendered organization // Gender & Society. 2000. № 14(3). P. 418–434.

Burke R. J., Mattis M. C. Women and minorities in science, technology, engineering, and mathematics: Upping the numbers. Cheltenham, England: Edward Elgar, 2007.

Ceci S. J., Williams W. M., Barnett S. M. Women’s Underrepresentation in Science: Sociocultural and Biological Considerations // Psychological Bulletin. 2009. № 135(2). P. 218–261.

Ceci S.J, Ginther D.K, Kahn S., Williams W. M. Women in Academic Science: A Changing Landscape // Psychological Science in the Public Interest. 2014. № 15(3). P. 75–141.

Correll S. J. Gender and the Career Choice Process: The Role of Biased Self- Assessments // American Journal of Sociology. 2001. № 106(6). P. 1691–1730.

Folkman S., Lazarus R., Dunkel- Schetter C., DeLongis A., Gruen R. Dynamics of a Stressful Encounter: Cognitive Appraisal, Coping, and Encounter Outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 50(5). P. 992–1003.

Forman- Rabinovici A, Mandel H. The Prevalence and Implications of Gender Blindness in Quantitative Political Science Research // Politics & Gender. 2023. № 19(2). P. 482–506.

Gabay- Egozi L., Shavit Y., Yaish M. Gender differences in fields of study: The role of significant others and rational choice motivations // European Sociological Review. 2015. № 3(31). P. 284–297.

Goffman E. Stigma. London: Penguin, 1963.

Hakim С. Work- Lifestyle Choices in the 21st Century. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Hobfoll S., Dunahoo C., Ben- Porath Y., Monnier J. Gender and coping: the dual-axis model of coping // Am. J. Community Psychol. 1994. No. 22(1). P. 49–82.

Kanter R. M. Men and Women of the Corporation. New York: Basic Books, 1977.

Makarova E., Aeschlimann B, Herzog W. The Gender Gap in STEM Fields: The Impact of the Gender Stereotype of Math and Science on Secondary Students’ Career Aspirations // Frontiers in Education. 2019. No. 60(4) P. 1–12.

Martin A. E., Phillips K. W. What ‘‘blindness” to gender differences helps women see and do: Implications for confidence, agency, and action in male-dominated environments // Organizational Behavior and

Human Decision Processes. 2017. No. 142. P. 28–44.

Ong M. Body Projects of Young Women of Color in Physics: Intersections of Gender, Race, and Science // Social Problems. 2005. No. 4(52). P. 593–617. DOI: 10.1525/sp.2005.52.4.593 (дата обращения: 01.09.24).

Rhoton L. A. Distancing as a Gendered Barrier: Understanding Women Scientists’ Gender Practices // Gender & Society. 2011. No. 6(25). P. 696–716.

Rincon J. A., Ortiz J. E. Production of ignorance and the gender gap in STEM: an approach to engineering education // Sociología y Tecnociencia. 2021. No. 1(11). P. 139–159.

Rudenko N., Antoshchuk I., Maliushkin R., Zemnukhova L. Gender Equality Paradise Revisited: The Dynamics of Gender Disbalance in Russian Engineering from the Late Soviet Time to the 2010s // Engineering Studies. 2022. No. 14(1). P. 56–78.

Steele J. R., Reisz L., Williams A., Kawakami K. Women in mathematics: examining the hidden barriers that gender stereotypes can impose // Women and minorities in science, technology, engineering and mathematics: upping the numbers / Ed. by R. J. Burke, M. C. Mattis. Massachusetts: Edward Eglar, 2007.

Stoet G., Geary D. C. The Gender- Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education // Psychological Science. 2018. No. 4(29). P. 581–593.

Wilkins- Yel K.G., Simpson A., Sparks P. D. Persisting despite the odds: Resilience and coping among women in engineering // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. 2019. No. 4(25). P. 353–368. 

Содержание номера № 4, 2025