Российские розничные инвесторы в цифровом пространстве:
характеристики группы
Юдин И. Б.
младший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний, преподаватель и аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. iyudin@hse.ru
ID статьи на сайте журнала: 10488
Юдин И. Б. Российские розничные инвесторы в цифровом пространстве: характеристики группы // Социологические исследования. 2025. № 4. С. 140-146.
DOI 10.31857/S0132162525040135
На основе данных Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2024 г.) исследуется группа российских розничных инвесторов (N = 312, т. е. 3,1% репрезентативной общероссийской выборки). Анализ использования ею цифровых технологий и инструментов показал, что для сделок чаще всего розничные инвесторы обращаются к мобильным инвестиционным приложениям, а для поиска рыночной информации – к социальным сетям. Выделяются две типологические группы: активные розничные инвесторы (36%), торгующие с помощью мобильных приложений и использующие многие доступные им цифровые информационно-аналитические технологии, и пассивные (64%), которые тоже торгуют в основном через приложения, но почти не изучают рыночную конъюнктуру. Активные инвесторы выше оценивают прибыльность своих вложений, что может объясняться их более экономически рациональным поведением благодаря использованию цифровых технологий.
Преснякова Л. А. К вопросу о будущем фондового рынка в России: перспективы и основные ограничения развития (комментарий к статье Д. О. Стребкова) // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 5. С. 40–54. DOI: 10.17323/1726-3247-2007-5-40-54. [Presnyakova L. (2007) To the Question on Stock Market Development in Russia: Perspectives and Basic Restrictions (Comments to D. Strebkov’s Paper). Ekonomicheskaya Sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 8. No. 5: 40–54. DOI: 10.17323/1726-3247-2007-5-40-54. (In Russ.)]
Смелова А. А. Социальные исследования финансов как новый вектор для социологического изучения современного общества // Социологические исследования. 2024. № 8. С. 22–36. DOI: 10.31857/S0132162524080029. [Smelova A. (2024) Social Studies of Finance as a New Vector for Sociological Research of Modern Society. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No. 8: 22–36. DOI: 10.31857/S0132162524080029. (In Russ.)]
Старшинов А. Н., Мюллер Д. Г. Об отдельных недостатках государственного регулирования рекламы рынка ценных бумаг в России // Казанский социально- гуманитарный вестник. 2022. Т. 4. № 55. С. 69–73. DOI: 10.26907/2079-5912.2022.4.69-73. [Starshinov A. N., Muller D. G. (2022) About Some Shortcomings of The State Regulation of Advertising of the Securities Market in Russia. Kazanskij Socialno–Gumanitarnyj Vestnik [The Kazan Socially–Humanitarian Bulletin]. No. 4(55): 69–73. DOI:10.26907/2079–5912.2022.4.69–73. (In Russ.)]
Belousova V., Chichkanov N. (2015) Mobile Banking in Russia: User Intention towards Adoption. Foresight and STI Governance. Vol. 9. No. 3: 26–39. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.3.26.39.
Freibauer J., Grawert S., Rieger M. O. (2024) The Effects of Trading Apps on Investment Behavior over Time. The European Journal of Finance: 1-25. DOI: 10.1080/1351847X.2024.2401604.
Gurun U. G., Stoffman N., Yonker S. E. (2018) Trust Busting: The Effect of Fraud on Investor Behavior. The Review of Financial Studies. Vol. 31. No. 4: 1341–1376. DOI: 10.1093/rfs/hhx058.
Knorr- Cetina K. (2003) From Pipes to Scopes: The Flow Architecture of Financial Markets. Distinktion: Journal of Social Theory. Vol. 4. No. 2: 7–23. DOI: 10.1080/1600910X.2003.9672857.
Muniesa F., Millo Y., Callon M. (2007) An Introduction to Market Devices. The Sociological Review. Vol. 55. No. 2_suppl: 1–12. DOI: 10.1111/j.1467-954X.2007.00727.x.
Park J., Konana P., Gu B., Kumar A., Raghunathan R. (2010) Confirmation Bias, Overconfidence and Investment Performance: Evidence from Stock Message Boards. SSRN Scholarly Paper ID1639470. DOI: 10.2139/ssrn.1639470.
Trehan B., Sinha A. K. (2021) A Study of Confirmation Bias among Online Investors in Virtual Communities. International Journal of Electronic Finance. Vol. 10. No. 3: 159–179. DOI: 10.1504/IJEF.2021.115647.