Профессиональная репутация в цифровом обществе:
от социального капитала к сетевой сборке
Шутова М. В.
старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Санкт- Петербургского государственного электротехнического университета; ассоциированный сотрудник лаборатории исследований социотехнических систем Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН; аспирант кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена, Санкт- Петербург, Россия. mvshutova@etu.ru
ID статьи на сайте журнала: 10520
Шутова М. В. Профессиональная репутация в цифровом обществе: от социального капитала к сетевой сборке // Социологические исследования. 2025. № 5. С. 90-99.
DOI 10.31857/S0132162525050086
Современное цифровое общество переходит от централизованной иерархической структуры управления к информационным сетям, связывающим между собой индивидов, институты и государства, что позволяет говорить о существенных изменениях принципов социального управления, где появляются новые измеримые критерии успешности, например, уровень узнаваемости и доверия. Репутация является краеугольным камнем экономики совместного потребления, основополагающим фактором мотивации и показателем вероятности онлайн- взаимодействия. Стимулирует ответственное поведение и служит важным социальным механизмом, который делает возможным успешное функционирование цифровых платформ. Развитие цифрового общества формирует ситуацию, когда профессиональная репутация становится необходимым условием успешного профессионально-карьерного развития. С использованием методологических оснований акторно-сетевой теории, в частности, онтологического поворота Дж. Ло, проясняются социальные аспекты профессиональной карьеры как самостоятельного актанта, заметно влияющего на сетевые взаимодействия и воспроизводящегося через них; выявляются ее индикаторы, применимые в эмпирических исследованиях; обозначается специфика взаимодействия профессиональной репутации и ее субъекта.
Ботнарь Д. С., Сизганова Е. Ю. Формирование позитивной цифровой репутации органов государственной и муниципальной власти // Вестник Чебоксарского филиала РАНХиГС. 2020. № 4 (23). С. 92–99.
Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. / Пер. с фр. Шматко Н. А. M.: Socio- Logos, 1994. С. 208–221.
Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. Социология цифрового общества: монография. Томск: Изд-во ТПУ, 2021.
Дорохова М. С. Социально- психологический механизм формирования репутации в условиях рыночных отношений: дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих. М.: ИД «Инфра- М», 2021.
Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л., Воронцов А. В. и др. Методологические основания социологии управления // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 2. С. 251–267.
Иванов Д. В. Актуальная социология: веселая наука в поисках злых истин (окончание) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 3. С. 51–65.
Комоликова С. С. Понятие репутации в культурологическом аспекте // Вестник ЧелГУ. 2013. № 33 (324). С. 63–67.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
Курбангалиева Д. Л. Сравнительная характеристика терминов «имидж», «бренд» и «деловая репутация» в теории репутационной экономики // Электронный экономический вестник Татарстана. 2019. № 4. С. 44–51.
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно- сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2014.
Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Пер. с англ. С. Гавриленко, А. Писаревой, П. Хановой; науч. ред. перевода С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
Родина Л. В. Профессиональная репутация как объект неимущественного права органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников) // Образование и право. 2022. № 4. С. 174–176. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-174-176.
Рягузова Е. В. Репутация личности: риски и опасности // Социальная психология и общество. 2014. № 3. С. 5–6.
Сафиуллин М. Р., Павлова Х. А. Репутация как один из драйверов развития территории // Электронный экономический вестник Татарстана. 2022. № 1. С. 15–21.
Сеин С. В. Оптимизация деловой репутации государственных служащих: психолого- акмеологический подход: дис. … канд. психол. наук. М., РАНХиГС, 2012.
Социально- экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа- коммуникациями / Н. Л. Захаров, Н. Н. Покровская, Т. В. Сметанина и др. СПб.: Изд-во ВВМ, 2022.
Трубецкой А. В. Категория репутации в социально- политической коммуникации: дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. Д. Павлова, В. Кирющенко, М. Колопотина. М.: АСТ, 2004.
Шовен П. М. Социология репутаций // Отечественные записки. 2014. № 1. С. 85–99.
Bourdieu P. Les règles de l’art: genèse et structure du champ littéraire. Paris: Éditions du Seuil. 1992.
Branch T. Y., Origgi G., Morisseau T. Why Trust Raoult? How Social Indicators Inform the Reputations of Experts. Social Epistemology. Vol. 36(3). P. 299–316. 2022.
Callon M. Actor Network Theory // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Amsterdam: Elsevier Science Ltd. 2001. P. 62–66.
Coleman J. S. Foundations of Social Theory. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press. 1990.
Dumas M., Barker J. L., Power E. A. When does reputation lie? Dynamic feedbacks between costly signals, social capital and social prominence // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376: 20200298. DOI: 10.1098/rstb/2020/02/98/.
Gandini A. Reputation, the Social Capital of a Digital Society // The Reputation Economy. London: Palgrave Macmillan. 2016. DOI: 10.1057/978-1-137-56107-7_3.
Goldman A. I. Experts: Which Ones Should You Trust? // Philosophy and Phenomenological Research. 2001. Vol. 63(1). P. 85–110.
Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67. P. 2047–2059.
Hearn A. Structuring Feeling: Web 2.0, Online Ranking and Rating, and the Digital ‘Reputation’ Economy // Ephemera. 2010. Vol. 10(3/4) P. 421–438.
Michel- Mata S., Kawakatsu M., Sartini J., et al. The Evolution of Private Reputations in Information- Abundant Landscapes // Nature. 2024. Vol. 634. P. 883–889.
Origgi G. What’s New About ‘New Realism’? // Berlin Books. 2016.
Origgi G. The Social Indicators of the Reputation of an Expert. // Social Epistemology. 2022. Vol. 36(5). P. 541–549.
Redshaw T. What is Digital Society? Reflections on the Aims and Purpose of Digital Sociology // Socioilogy. 2019. Vol. 54(2). P. 425–531. DOI:10.1177/0038038519880114.
Romano A., Giardini F., Columbus S., et al. Reputation and Socio- Ecology in Humans // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376(1838): 20200295. DOI: 10.1098/rstb.2020.0295.
Tsvetkova M. The Effects of Reputation on Inequality in Network Cooperation Games // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376(1838): 20200299.