Функции исторических мемов в цифровых практиках молодежи (на примере г. Омска)

Функции исторических мемов в цифровых практиках молодежи (на примере г. Омска)


Деревянченко Ю. И.

кандидат философских наук, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия. DerevianchenkoIuI@omsu.ru

Лимасова С. П.

стажер-исследователь ФОМ, Новосибирск, Россия. s_limasova@mail.ru

DOI: 10.31857/S0132162525060025
ID статьи на сайте журнала: 10551


Ссылка при цитировании:

Деревянченко Ю. И., Лимасова С. П. Функции исторических мемов в цифровых практиках молодежи (на примере г. Омска) // Социологические исследования. 2025. № 6. С. 15-27.
DOI 10.31857/S0132162525060025


Аннотация

В статье анализируется роль исторических интернет-мемов в цифровых практиках молодежи. Эмпирической основой работы послужило исследование, проведенное в 2023–2024 гг. среди студенческой аудитории и старшеклассников г. Омска, включающее: 1) контент-анализ (N = 600) наиболее популярных исторических мемов из тематических сообществ социальных сетей; 2) серию из пяти фокус-групп с участием 39 респондентов; 3) онлайн-опрос учащихся 11 классов г. Омска (N = 357). Авторы выделяют три ключевые функции исторических мемов в молодежной среде: 1) коммуникативную (инструмент групповой идентификации и поддержания социальных связей); 2) мнемоническую (способ эмоционального закрепления исторических знаний); 3) персонализирующую (форма личной интерпретации официальных исторических нарративов). Особое внимание уделяется выявленному противоречию между институциональной политикой памяти и стихийными мем-практиками, которые, с одной стороны, способствуют фрагментации исторического сознания, а с другой – обеспечивают персонализацию и эмоциональное освоение прошлого.


Ключевые слова
интернет-мем; виртуальная коммуникация; историческая память; визуальная культура; молодежь


Список литературы

Аникин Д. А. Визуализация исторической памяти в сетевом обществе: методологические основания исследования // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 32–39.

Артамонов Д. С. Медиапамять в эпоху цифры. Саратов: СГУ, 2023.

Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Историческая память в социальных медиа. СПб.: Алетейя, 2021.

Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Меминг в политике памяти России // Известия Саратовского ун- та. Новая серия. Сер. Cоциология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 4. № 4. С. 450–457. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-4-450-456.

Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Политика памяти в интернет- мемах: от визуализации истории к фейкам // ПОЛИС. Политические исследования. 2022. Т. 31. № 5. С. 75–87. DOI: 10.17976/ jpps/2022.05.06.

Бродовская Е. В., Шумилова О. Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 3 (115). С. 5–18.

Васильев А. Г. Современные memory studies и трансформация классического наследия // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / Под редакцией Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2008. С. 19–49.

Гибадуллина Н. М. Образы Великой Отечественной вой ны в демотиваторах Интернета // Система ценностей современного общества. 2014. № 34. С. 64–68.

Друкер М., Суворова Н. А. Медиамем как средство репрезентации ценностных ориентиров в социальных медиа // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 13–21. DOI: 10.47475/1999-5407-2022-10102.

Жарчинская К. А. Миф и историческая память: образы славянской «Традиции» в социальных сетях // Вестник Томского госун-та. История. 2014. № 4 (30). С. 97–103.

Информационно- аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2024 г. М.: МИРЭА – РТУ, 2024. Главный информационно- вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2024/_vpo/material.php?type=2&id=10904 (дата обращения: 12.12.2024).

Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2018. Вып. 4 (193). С. 122–127. DOI: 1023951/1609-624X-2018-4-122-127.

Марченко Т. В. Прецедентность в дискурсах медиапространства: к проблеме исследования вербальных и невербальных феноменов // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. № 2. С. 143–150. DOI: 10.37493/2409–1030.2021.2.20.

Соловьева Д. Ю. Новый историзм и репрезентации истории в цифровой среде // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2018. № 4. С. 26–54. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2018.2654.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. С. 8–27.

Шуталева А. В., Путилова Е. А. Интернет-мем как способ воспроизводства социальной памяти // Манускрипт. 2017. № 12, часть 3 (86). С. 219–221.

Koopmans R., Olzak S. Discursive Opportunities and the Evolution of Right- Wing Violence in Germany // American Journal of Sociology. 2004. Vol. 110. No. 1. Р. 198–230. DOI:10.1086/386271.

Shifman L. Memes in a Digital World: Reconciling with a Conceptual Troublemaker // Journal of Computer- Mediated Communication. 2013. Vol. 18. Iss. 3. Р. 362–377. DOI:10.1111/jcc4.12013.

Содержание номера № 6, 2025