Самостоятельность в работе ученого как ценность и практика в научной деятельности

Самостоятельность в работе ученого как ценность и практика в научной деятельности


Темницкий А. Л.

Кандидат социологических наук,доцент кафедры социологии МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия taleksandr@list.ru

DOI: 10.31857/S0132162525060043
ID статьи на сайте журнала: 10553


Ссылка при цитировании:

Темницкий А. Л. Самостоятельность в работе ученого как ценность и практика в научной деятельности // Социологические исследования. 2025. № 6. С. 37-52.
DOI 10.31857/S0132162525060043


Аннотация

На основе обращения к материалам двух повторных социологических исследований (2022 и 2024 гг.) научной деятельности российских ученых раскрывается содержание и особенности проявлений ценностного, организационного и коммуникативного аспектов самостоятельности в работе. Основное внимание уделяется проверке гипотезы о том, что самостоятельность в работе применительно к ученым обладает достаточным дифференцирующим и аналитическим потенциалом для объяснения актуальной ситуации в научной деятельности. Определено, что различия в разнохарактерных сочетаниях ценности и возможности иметь самостоятельность в работе в наибольшей мере обусловлены типом занятости: работают ли ученые в вузах или в институтах РАН. Преобладающим фактором детерминации предпочтений самостоятельного или командного типа научной деятельности является отрасль занятости: естественных, точных или социально-гуманитарных наук. Наиболее дифференцирующим фактором различий по числу регулярных связей с российскими коллегами является ученая степень (кандидаты или доктора наук). Показано, что из трех рассмотренных аспектов самостоятельности в работе только один из них (установка на работу в команде vs самостоятельно) указывает на эмпирические признаки, органичные содержанию данного понятия: качества более ответственного, взыскательного и критического поведения и позиций при оценке различных реальных и возможных ситуаций. В целом проведенный анализ не позволяет утверждать, что самостоятельность в работе российского ученого является целостным образованием, органично включающим в себя все ее отдельные аспекты.


Ключевые слова
самостоятельность в работе как ценность; индифферентное отношение к самостоятельности; установка на самостоятельную работу; профессиональные связи; ученые-одиночки; продуктивность в научной деятельности; российские ученые


Список литературы

Абрамов Р. Н. Академическая автономия на службе интеллектуалов // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 107–122.

Воробьева И. В. Российские ученые в условиях прекарной занятости // Вопросы управления. 2021. № 1. С. 131–142. DOI: 10.22394/2304-3369-2021-1-131-142.

Касавин И. Т. Научное творчество как социальный феномен // Эпистемология и философия науки 2022. Т. 59. № 3. С. 19–29. DOI: 10.5840/eps202259336.

Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сорокин П. С. Запрос работодателей на самостоятельность сотрудников: анализ открытых вакансий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 85–96. DOI: 10.31857/S0132162524010085.

Митрофанова Е. А. Прекаризация труда научно- педагогических работников вузов: состояние и тенденции развития // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 6. С. 45–48. DOI: 10.12737/article_5a4622605a00e5.69107635.

Никольский В. С. «Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73–78.

Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности. Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Попова И. П. Профессиональная автономия: направления исследования // ИНАБ. 2024. № 2. Современные подходы к изучению социальной структуры современного российского общества. С. 31– 41. DOI: 10.19181/INAB.2024.2.2.

Попова И. П. Самостоятельность в работе: взгляд на долговременные тенденции // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 249–267. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.619.

Темницкий А. Л. Социокультурный феномен самостоятельности в работе россиян в межстрановом сравнении // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 37–49. DOI: 10.31857/S013216250005480-1.

Циринг Д. А., Яковлева Ю. В., Крылова М. О. Влияние самостоятельности на успешность научно-педагогической деятельности (субъектно- деятельностный подход) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. Электронное издание. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=7032 (дата обращения: 15.01.2025).

Чижевский А. Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М.: Мысль, 1995.

Шибаршина С. В. О возможности и перспективах научного прекариата // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 55–60. DOI: 10.5840/eps202259340.

Шматко Н.А, Волкова Г. Л. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. № 2. С. 54–66.

Hackman J. R., Oldham G. R. Motivation through the design of work: Test of a theory // Organizational behavior and human performance. 1976. Vol. 16. No. 2. Р. 250–279.

Содержание номера № 6, 2025