Обращение к традиционным ценностям в России, Индии и Китае: компаративный анализ

Обращение к традиционным ценностям в России, Индии и Китае:
компаративный анализ


Клупт М. А.

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, Россия klupt@mail.ru

DOI: 10.31857/S0132162525070038
ID статьи на сайте журнала: 10590


Ссылка при цитировании:

Клупт М. А. Обращение к традиционным ценностям в России, Индии и Китае: компаративный анализ // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 23-32.
DOI 10.31857/S0132162525070038


Аннотация

В статье рассматриваются функции традиционных ценностей в современных России, Индии и Китае. Почти одновременное обращение к традиционным ценностям во всех трех странах не случайно и обусловлено нарастающей политической и идеологической фрагментацией сегодняшнего мира. Несмотря на существенные страновые особенности, концепции защиты традиционных ценностей в России, модернизации китайского типа в КНР и хиндутвы («индийскости») в Индии направлены на противодействие западной культурной и идеологической экспансии и продвижение положительного образа и опыта своих стран на мировой арене. В минувшем десятилетии традиционные ценности во всех трех странах проявили себя как эффективный инструмент обеспечения политической и электоральной поддержки. В то же время влияние традиционных ценностей на повседневные бытовые практики и демографическое поведение ограничено, поскольку последние в большей степени определяются современными реалиями общества потребления.


Ключевые слова
Россия; традиционные ценности; множественные модернизации; фрагментация мира; модернизация китайского типа; хиндутва


Список литературы

Бессонова О. Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1997. [Bessonova O. E. (1997) Instituty razdatochnoy ekonomiki Rossii: retrospektivnyy analiz [Institutes of Handout (redistributive) Economy of Russia: retrospective analysis]. Novosibirsk: IE i OPP SO RAN. (In Russ.)]

Борох О. Н., Ломанов А. В. Модернизация китайского типа: эволюция концепции // Мировая экономика и международные отношения. 2024. Т. 68. № 1. С. 31–47. DOI: 10.20542/0131-2227-2024-681-31-47. [Borokh O. N., Lomanov A. V. (2024) Chinese- Style Modernization: Evolution of the Concept. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations]. Vol. 68. No. 7: 31–47. (In Russ.)]

Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЭИС, 2000. [Kirdina S. G. (2000) Institutional Matrices and Development in Russia. Moscow: TEIS. (In Russ.)]

Кирдина- Чэндлер С. Г. Методологический институционализм и мезоуровень социального анализа // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 51–59. [Kirdina- Chandler S.G. (2015) Methodological Institutionalism and the Importance of Meso-level of Social Analysis. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 12: 51–59. (In Russ.)]

Крушинский А., Ломанов А., Переломов Л. «Китайская мечта» и категории традиционной китайской мысли // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 135–148. [Krushinsky A., Lomanov A., Perelomov S. (2015) “Chinese Dream” in the Context of Traditional Chinese Thought’ Categories. Problemy Dal’nego Vostoka [Far Eastern Studies] No. 5: 135–148. (In Russ.)]

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. [Perelomov L. (1981) Konfutsianstvo i legizm v politicheskoy istorii Kitaya [Confucianism and Legalism in the Political History of China]. Moscow: Nauka. (In Russ.)]

«Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь мир, 2024. [«The Arrow of Time» in the Mass Consciousness of Russians: Assessments of the Past, Judgments about the Present, Ideas about the Future. (2024) Ed. by M. K. Gorshkov. Moscow: Ves’ mir. (In Russ.)]

Eisenstadt S. N. (2000). Multiple Modernities. Daedalus. Vol. 129. No. 1: 1–29.

Gao H., Wang P., Tam T. (2024) Chinese Social Value Change and its Relevant Factors: an Age-period- cohort Effect Analysis. The Journal of Chinese Sociology. 11: 7. DOI: 10.1186/s40711-024-00209-9.

Ho W-Ch. (2022) The Surge of Nationalist Sentiment among Chinese Youth during the COVID-19 Pandemic. China: An International Journal. Vol. 20. No. 4: 1–22. DOI: 10.1353/chn.2022.0032.

Liu A., Li X., Fang S. (2023) Unpacking “the West”: Divergence and Asymmetry in Chinese Public Attitudes Towards Europe and the United States. Journal of Current Chinese Affairs Vol. 52. No. 1: 119–133 DOI: 10.1177/18681026221139301.

Mouzelis N. (1999) Modernity: a non- European Conceptualization. British Journal of Sociology. Vol. 50. No. 1: 141–159.

Shan W., Chen. J. (2021) The Little Pinks: Self-mobilized Nationalism and State Allies in Chinese Cyberspace. International Journal of China Studies. Vol. 12. No. 1: 25–46.

Sharma A. (2020) On the Difference Between Hinduism and Hindutva. Asian Philosophies and Religions. Vol. 25. No. 1: 43–47.

Tanrikut M. (2025) Mao Zedong and Legalism: A Lifelong Defense of a Classical Chinese Philosophy. Journal of East Asian Studies in Türkiye. Vol. 8. Iss. 15: 38–62. DOI: 10.59114/ dasad.15620147.

Thomas V., Deka Ch. et al. (2024) Examining the Intervention of Religion in Indian Politics Through Hindutva Under the Modi Regime. Religions. Vol. 15. Iss. 12: 38–62. DOI: 10.3390/rel15121509.

Xiang B., Wu Q. (2023) Self as Method Thinking Through China and the World. Palgrave Macmillan. DOI: 10.1007/978-981-19-4953-1.

Yaqin W. (2024) Examining the Alignment of Ideological Expression with Behavior or Deception: An Experimental Investigation of Chinese Youth’s Political Attitudes Towards America. Humanities and Social Sciences. Vol. 12. No. 5: 125–141. DOI: 10.11648/j.hss.20241205.14.

Yifeng W. (2024) Between Money and Intimacy: Brideprice, Marriage, and Women’s Position in Contemporary China. Demographic Research. Vol. 50: 1353–1386. DOI: 10.4054/DemRes.2024.50.46.

 

Содержание номера № 7, 2025