Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования)
Андреенкова А. В.
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия anna.andreenkova@cessi.ru
ID статьи на сайте журнала: 10593
Подготовлено при поддержке РНФ, проект No. 23-18-00635.
Андреенкова А. В. Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования) // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 53-66.
DOI 10.31857/S0132162525070069
В рамках проекта «Жизненный путь поколения, взрослевшего в 1990-е» проведено тестирование метода социологических автобиографий для получения эмпирических данных о жизненном пути. Анализ 100 автобиографий, которые были написаны отобранными по случайной выборке респондентами поколения 1960–1975 г.р. специально для целей исследования, показал большие познавательные возможности этого метода для изучения жизненно- событийной матрицы, последовательности и взаимосвязей разных жизненных событий и сфер жизни – профессиональной, брачно-семейной, социальной, политической, духовной. Но ограничением метода является большая вариативность в качестве данных между респондентами – полноте, логичности и последовательности, включаемых и исключаемых элементах – событиях, периодах, мотивах, оценках. У респондентов сложились разные представления о правилах написания автобиографий на основе личного и общекультурного опыта, мнений о частной и публичной информации, щепетильности отдельных тем и вопросов, что сказывается на качестве и однородности данных. Метод показал высокую чувствительность к исходным составляющим задания – названию метода, дизайну формы для заполнения, направляющим инструкциям. По результатам тестирования предложен ряд решений для снижения влияния таких ограничений и увеличения надежности данных – использование метода социологических биографий в сочетании с другими методами (формализованными интервью или дополнительными глубинными интервью для реконструкции пропущенных сведений), онлайн-технологий для синхронного написания автобиографии и уточняющих вопросов модератора.
Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения // Социологическая наука и социальная практика. 2024a. Т. 12. № 1. С. 6–24.
Андреенкова А. В. Жизненные выборы на разных этапах жизненного пути – автобиографии одного поколения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024b. № 3. С. 88–113.
Голофаст В. Б. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб.: ЦНСИ, 1997. С. 23–26.
Дивисенко К. С. Биографический фонд как исследовательский ресурс социокультурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2009. № 1. С. 113–130.
Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах // Психологические исследования. 2017. 10(52). C. 3.
Козлова H. H. Методология анализа «человеческих документов» // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 14–26.
Рогозин Д. М. Биографический метод: обзор литературы // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 120–129.
Рогозин Д. М. Столько не живут. Чему нас могут научить столетние старики. М.: Common place, 2021.
Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М.: ВШЭ, 2012.
Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории. СПб.: ЕУ в СПб., 2003. С. 322–356.
Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М.: Биографический ин-т, 1920.
Судьбы людей: Россия ХХ век: биографии семей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М.: РАН, 1996.
Цветаева Н. Н. Автобиографические нарративы как ресурс для изучения социально- культурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2015. № 6. С. 490–499.
Ярская‑ Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. C. 38–61.
Elder G. H. The life course paradigm: Social change and individual development // Examining lives in context: Perspectives on the ecology of human development / Ed. by P. Moen, G. H. Elder, K. Lüscher. American Psychological Association, 1995. P. 101–139.
Giele J. Z., Elder G. H. Jr. Methods of Life Course Research. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1998.
Mills C. Wright the Sociological Imagination. Harmondsworth: Penguin Books, 1970.
Rowbotham S. Hidden from History. L.: Pluto, 1977.
Thomas W.I, Znanecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. III. University of Chicago Press, 1919.