Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования)

Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования)


Андреенкова А. В.

доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия anna.andreenkova@cessi.ru

DOI: 10.31857/S0132162525070069
ID статьи на сайте журнала: 10593


Подготовлено при поддержке РНФ, проект No. 23-18-00635.


Ссылка при цитировании:

Андреенкова А. В. Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования) // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 53-66.
DOI 10.31857/S0132162525070069


Аннотация

В рамках проекта «Жизненный путь поколения, взрослевшего в 1990-е» проведено тестирование метода социологических автобиографий для получения эмпирических данных о жизненном пути. Анализ 100 автобиографий, которые были написаны отобранными по случайной выборке респондентами поколения 1960–1975 г.р. специально для целей исследования, показал большие познавательные возможности этого метода для изучения жизненно- событийной матрицы, последовательности и взаимосвязей разных жизненных событий и сфер жизни – профессиональной, брачно-семейной, социальной, политической, духовной. Но ограничением метода является большая вариативность в качестве данных между респондентами – полноте, логичности и последовательности, включаемых и исключаемых элементах – событиях, периодах, мотивах, оценках. У респондентов сложились разные представления о правилах написания автобиографий на основе личного и общекультурного опыта, мнений о частной и публичной информации, щепетильности отдельных тем и вопросов, что сказывается на качестве и однородности данных. Метод показал высокую чувствительность к исходным составляющим задания – названию метода, дизайну формы для заполнения, направляющим инструкциям. По результатам тестирования предложен ряд решений для снижения влияния таких ограничений и увеличения надежности данных – использование метода социологических биографий в сочетании с другими методами (формализованными интервью или дополнительными глубинными интервью для реконструкции пропущенных сведений), онлайн-технологий для синхронного написания автобиографии и уточняющих вопросов модератора.


Ключевые слова
жизненный путь; метод автобиографий; ретроспективные методы; микросоциология; социологические методы; этапы жизненного пути; качество социологической информации; методическое тестирование


Список литературы

Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения // Социологическая наука и социальная практика. 2024a. Т. 12. № 1. С. 6–24.

Андреенкова А. В. Жизненные выборы на разных этапах жизненного пути – автобиографии одного поколения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024b. № 3. С. 88–113.

Голофаст В. Б. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб.: ЦНСИ, 1997. С. 23–26.

Дивисенко К. С. Биографический фонд как исследовательский ресурс социокультурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2009. № 1. С. 113–130.

Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах // Психологические исследования. 2017. 10(52). C. 3.

Козлова H. H. Методология анализа «человеческих документов» // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 14–26.

Рогозин Д. М. Биографический метод: обзор литературы // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 120–129.

Рогозин Д. М. Столько не живут. Чему нас могут научить столетние старики. М.: Common place, 2021.

Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М.: ВШЭ, 2012.

Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории. СПб.: ЕУ в СПб., 2003. С. 322–356.

Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М.: Биографический ин-т, 1920.

Судьбы людей: Россия ХХ век: биографии семей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М.: РАН, 1996.

Цветаева Н. Н. Автобиографические нарративы как ресурс для изучения социально- культурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2015. № 6. С. 490–499.

Ярская‑ Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. C. 38–61.

Elder G. H. The life course paradigm: Social change and individual development // Examining lives in context: Perspectives on the ecology of human development / Ed. by P. Moen, G. H. Elder, K. Lüscher. American Psychological Association, 1995. P. 101–139.

Giele J. Z., Elder G. H. Jr. Methods of Life Course Research. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1998.

Mills C. Wright the Sociological Imagination. Harmondsworth: Penguin Books, 1970.

Rowbotham S. Hidden from History. L.: Pluto, 1977.

Thomas W.I, Znanecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. III. University of Chicago Press, 1919.

Содержание номера № 7, 2025