Профессиональное благополучие российских ученых: проблемы измерения, компоненты и результаты эмпирического исследования

Профессиональное благополучие российских ученых:
проблемы измерения, компоненты и результаты эмпирического исследования


Носкова А. В.

Доктор социологических наук, и. о. зав. кафедрой социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия a.noskova@inno.mgimo.ru

Голоухова Д. В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия. d.v.goloukhova@inno.mgimo.ru

Кузьмина Е. И.

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия. e.kuzmina@inno.mgimo.ru

DOI: 10.31857/S0132162525070085
ID статьи на сайте журнала: 10595


Ссылка при цитировании:

Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Профессиональное благополучие российских ученых: проблемы измерения, компоненты и результаты эмпирического исследования // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 80-93.
DOI 10.31857/S0132162525070085


Аннотация

В статье поднимаются вопросы социологического исследования профессионального благополучия российских ученых. Актуальность проблемы обусловлена важностью объективного понимания процессов, происходящих внутри профессиональной группы научных работников, в контексте реализации задач научно- технологического развития России. Анализируются подходы к определению и измерению профессионального благополучия. Показано, что доминируют исследовательские направления, в основе которых – субъективное измерение профессионального благополучия. Цель исследования – предложить и апробировать методологическую рамку измерения профессионального благополучия ученых, основанную на синтезе объективных и субъективных показателей. Авторы задают социологический фокус и трактуют «профессиональное благополучие ученых» как интегральную характеристику, сочетающую внешнюю профессиональную успешность (объективную компоненту) и субъективное восприятие степени реализации социально-профессиональных возможностей (субъективную компоненту). Предложена система показателей для измерения этих компонент. На эмпирических данных проверяется гипотеза о связи между достигнутым профессиональным успехом и субъективными аспектами профессионального благополучия. В качестве эмпирической базы используются результаты исследования российских ученых, проведенного методом онлайн- опроса по целевой выборке (N = 536). Результаты эмпирического исследования демонстрируют, что объективные показатели профессиональной успешности российских ученых не всегда связаны с субъективными параметрами профессионального благополучия, существует рассогласованность между гедонистическим и эвдемонистическим измерениями профессионального благополучия. Обнаружены различия в уровнях профессионального благополучия между российскими учеными, работающими в НИИ и вузах.


Ключевые слова
российские ученые; профессиональное благополучие; научный статус; эвдемонистическое измерение благополучия; гедонистическое измерение благополучия


Список литературы

Акимова А. Ю., Обознова А. А., Петрович Д. Л. Субъективное профессиональное благополучие специалистов железнодорожного транспорта (на примере машинистов и помощников машиниста локомотива) // Вестник Тверского госун-та. Педагогика и психология. 2020. № 3(52). С. 20–35.

Аникин В. А., Нагерняк М. А., Воронина Н. Д. Концепция благополучия в общественных науках // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 6. С. 319–341.

Березовская Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html (дата обращения: 05.02.2025).

Бородкина Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально- педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.

Бояркин М. Ю., Долгополова О. А., Зиновьева Д. М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.

Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие в организации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8(30). С. 7–11.

Деменев А. Г. Эвдемонистические и гедонистические теории в современных исследованиях счастья // Вестник ВГУ. Философия. 2016. № 4. С. 15–23.

Дружилов С. А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12(68). С. 1236–1246.

Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: Уч. пос. для вузов. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2003.

Карапетян Л. В. Теоретические и эмпирические подходы к созданию модели эмоционально- личностного благополучия // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4 (156). С. 100–107.

Клименко Л. В., Скачкова Л. С. Субъективное благополучие преподавателей российских вузов. Опыт эмпирического исследования // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 37–63.

Кот А. С., Качина А. А. Профессиональное благополучие специалистов сферы информационных технологий // Организационная психология. 2024. Т. 14. № 1. С. 134–157.

Лисовская А. Ю., Кошелева С. В. и др. Основные подходы к пониманию благополучия сотрудника: от теории к практике // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 93–117.

Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Статусные позиции и научный капитал ученых в российской науке // Социологические исследования. 2024. № 2. С. 88–99. DOI: 10.31857/S0132162524010087.

Рут Е. И., Августова Л. И. Профессиональное благополучие сотрудников коммерческих организаций: критерии и методика оценки // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017. № 5. С. 72–78.

Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П., Кученкова А. В. Субъективное благополучие на работе: исследовательские практики социологического измерения // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 37–49. DOI: 10.31857/S013216250015546-3.

Темницкий А.Л., Бессокирная Г. П. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей // Вестник Омского ун-та. Экономика. 2018. № 4(64). С. 138–152. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.138-152.

Харченко В. С. Социальное самочувствие персонала организации: методики изучения основных HR- индикаторов // Управление культурой. 2022. № 2. С. 4–15.

Aryanti R. D., Sari E. Y., Widiana H. S. A Literature Review of Workplace Well- Being // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 477. P. 605–609. DOI:10.2991/assehr.k.201017.134.

Bardach L., Klassen R. M., Perry N. E. Teachers’ Psychological Characteristics: Do They Matter for Teacher Effectiveness, Teachers’ Well-being, Retention, and Interpersonal Relations? An Integrative Review // Educational Psychology Review. 2022. No. 34. P. 259–300.

Bordi L., Okkonen J. et al. Communication in the Digital Work Environment: Implications for Wellbeing at Work // Nordic journal of working life studies. 2018. Vol. 8. No. S3. P. 29–47.

Czerw А. Diagnosing Well- Being in Work Context – Eudemonic Well- Being in the Workplace Questionnaire // Current Psychology. 2019. No. 38. Р. 331–346.

Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95(3). P. 542–575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542.

Harter J. K., Schmidt F. L., Keyes C. L. Well- Being in the Workplace and its Relationship to Business Outcomes: A Review of the Gallup Studies // Keyes C. L., Haidt J. (eds) Flourishing: The Positive Person and the Good Life. 2002. P. 205–224.

Helliwell J. F., Huang H. Well- Being and Trust in the Workplace // Journal of Happiness Studies. 2011. No. 12. P. 747–767. DOI: 10.1007/s10902-010-9225-7.

van Horn J E., Taris T. W. et al. The Structure of Occupational Well- Being: A Study Among Dutch Teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004. No. 77(3). P. 365–375.

Jinghui Si Higher Education Teachers’ Professional Well- Being in the Rise of Managerialism: Insights From China // Higher Education. 2023. No. 87(4). P. 1–187.

Keyes C. L.M. Social Well- Being // Social Psychology Quarterly. 1998. No. 61(2). P. 121–140.

Martinsone B., Jensen M. T. et al. Wellbeing in the Teachers’ Profession: Theoretical Considerations and Multi- Cultural Research in Europe // Teachers’ professional wellbeing. A digital game based social- emotional learning intervention. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2024. Р. 9–31.

Ryff C. D., Keyes C. L.M. The Structure of Psychological Well- Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995. No. 69. Р. 719–727.

Sato W. Scientists’ Personality, Values, And Well- Being // SpringerPlus. 2016. No. 5. DOI: 10.1186/s40064016-2225-2. URL: https://springerplus.springeropen.com/articles/10.1186/s40064-016-2225-2 (дата обращения: 10.03.2025).

Sen A. Development as Capability Expansion // Readings in Human Development. New Delhi; N. Y.: Oxford University Press, 2003. P. 41–58.

Warr P. Well-being and the Workplace // Well-being: The foundations of Hedonic Psychology. Russell Sage Foundation, 1999. P. 392–412.

Warr P., Cook J., Wall T. Scales for the Measurement of Some Work Attitudes and Aspects of Psychological Well- Being // Journal of Occupational Psychology. 1979. No. 52(2). Р. 129–148.

Yildirim K. Main Factors of Teachers’ Professional Well- Being // Educational Research and Reviews. 2014. No. 9(6). Р. 153–163.

Содержание номера № 7, 2025