Антииммигрантские установки в Европе:
формальное образование как модератор материальных и символических предикторов
Парвадов С. О.
аспирант, Школа вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт- Петербурге, Санкт- Петербург, Россия. sparvadov@eu.spb.ru
Тенишева К. А.
кандидат социологических наук, доцент, Школа вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт- Петербурге, Санкт- Петербург, Россия. ktenisheva@eu.spb.ru
ID статьи на сайте журнала: 10599
Парвадов С. О., Тенишева К. А. Антииммигрантские установки в Европе: формальное образование как модератор материальных и символических предикторов // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 135-146.
DOI 10.31857/S0132162525070128
В статье рассматривается вопрос о том, как уровень формального образования модерирует связь материальных и символических предикторов и антииммигрантских установок на индивидуальном уровне. Теоретической рамкой исследования является теория групповых угроз. В качестве материальных предикторов выступают доход респондента и статус на рынке труда. Этническая и гражданская идентичность, индивидуальная религиозность, обобщенное доверие рассматриваются как символические предикторы. Эмпирическим материалом являются собранные в 2017–2022 гг. опросные данные последней пятой волны Европейского исследования ценностей (EVS2017) из 30 стран (общий объем итоговой выборки N = 26873). Для подготовки зависимой переменной и ключевых предикторов осуществлен конфирматорный факторный анализ. Основным методом исследования является многоуровневое регрессионное моделирование с последующим анализом модерации для Восточной и Западной Европы. Статистическую значимость показали интеракции формального образования респондента с переменными дохода и гражданской идентичности для обеих подвыборок, а также с переменными индивидуальной религиозности и обобщенного доверия для стран Восточной Европы. Высшее образование связано с более позитивным отношением к иммигрантам в Восточной и Западной Европе независимо от дохода респондента, что свидетельствует в пользу либерализующего эффекта образования при варьирующемся социально- экономическом положении. Региональные различия в модерациях гражданской идентичности, индивидуальной религиозности и обобщенного доверия требуют дальнейших уточнений.
Воронина Н. С. Динамика установок россиян по отношению к иммигрантам: результаты анализа данных Европейского социального исследования за 2006–2021 гг. // Социологические исследования. 2024. № 8. С. 61–78. DOI: 10.31857/S0132162524080059. [Voronina N. S. (2024) Dynamics of Russians’ Attitudes towards Immigrants: Results of the Analysis of European Social Survey Data for 2006–2021. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 8: 61–78 (In Russ.)]
Мастикова Н. С., Фадеев П. В. Кто настроен против иммигрантов в России? Анализ некоторых социально- демографических характеристик // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 4. С. 99–125. DOI: 10.19181/vis.2020.11.4.681. [Mastikova N. S., Fadeev P. V. (2020) Who is set against migrants in Russia? Analyzing certain socio- demographic characteristics. Vestnik instituta sotziologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 11. No 4: 99–125 (In Russ.)]
Монусова Г. А. Отношение к мигрантам: мнения и сомнения россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 436–458. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2139. [Monusova G. A. (2021) Russians’ Attitudes Towards Migrants: Opinions and Doubts. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No 6: 436–458 (In Russ.)]
Allport G. (1958) The Nature of Prejudice. Garden City, NY: Doubleday Anchor Books.
Bell D. A., Valenta M., Strabac Z. (2021) A comparative analysis of changes in anti-immigrant and anti- Muslim attitudes in Europe: 1990–2017. CMS. Vol. 9. No 57: 1–24. DOI: 10.1186/s40878–021–00266-w.
BenNun Bloom P., Arikan G., Courtemanche M. (2015) Religious Social Identity, Religious Belief, and Anti- Immigration Sentiment. American Political Science Review. Vol. 109. No. 2: 203–221. DOI: 10.1017/S0003055415000143.
Blumer H. (1958) Race Prejudice as a Sense of Group Position. The Pacific Sociological Review. Vol. 1. No. 1: 3–7.
Brubaker R. (2017) Between nationalism and civilizationism: the European populist moment in comparative perspective. Ethnic and Racial Studies. Vol. 40. No. 8: 1191–1226. DOI: 10.1080/01419870.2017.1294700.
Coenders M., Scheepers P. (2003) The Effect of Education on Nationalism and Ethnic Exclusionism: An International Comparison. Political Psychology. Vol. 24. No. 2: 313–343. DOI: 10.1111/0162–895X.00330.
van der Heijden E., Verkuyten M. (2020) Educational Attainment, Political Sophistication and Anti- Immigrant Attitudes. Journal of Social and Political Psychology. Vol. 8. No. 2: 600–616. DOI: 10.5964/jspp.v8i2.1334.
Hello E., Scheepers P., Gijsberts M. (2002) Education and ethnic prejudice in Europe: explanations for cross- national variances in the educational effect on ethnic prejudice. Scandinavian Journal of Educational Research. Vol. 46. No. 1: 5–24. DOI: 10.1080/00313830120115589.
Jenssen A. T., Engesbak H. (1994) The Many Faces of Education: why are people with lower education more hostile towards immigrants than people with higher education? Scandinavian Journal of Educational Research. Vol. 38. No 1: 33–50. DOI: 10.1080/0031383940380103.
Lancee B., Sarrasin O. (2015) Educated Preferences or Selection Effects? A Longitudinal Analysis of the Impact of Educational Attainment on Attitudes Towards Immigrants. European Sociological Review. Vol. 31. No. 4: 490–501. DOI: 10.1093/esr/jcv008.
LeVine R.A., Campbell D. T. (1972) Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. New York: John Wiley.
Manevska K., Achterberg P. (2011) Immigration and Perceived Ethnic Threat: Cultural Capital and Economic Explanations. European Sociological Review. Vol. 29. No. 3: 437–449. DOI:10.1093/esr/jcr085.
Oberpriller J., de Souza Leite M., Pichler M. (2022) Fixed or random? On the reliability of mixed- effects models for a small number of levels in grouping variables. Ecology and Evolution. Vol. 12. No. 7: 1–15. DOI: 10.1002/ece3.9062.
Rios K., Sosa N., Osborn H. (2018) An experimental approach to Intergroup Threat Theory: Manipulations, moderators, and consequences of realistic vs. symbolic threat. European Review of Social Psychology. Vol. 29. No. 1: 212–255. DOI: 10.1080/10463283.2018.1537049.
Rustenbach E. (2010) Sources of negative attitudes toward immigrants in Europe: A multi- level analysis. International migration review. Vol. 44. No 1: 53–77. DOI: 10.1111/j.1747-7379.2009.00798.x.
Tajfel H., Turner J. C. (1986) The social identity theory of intergroup behaviour. In: Worchel S., Austin W. (eds). Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Nelson- Half.
Umansky K., Weber D., Lutz W. (2025) Revisiting the Role of Education in Attitudes toward Immigration in Different Contexts in Europe. Genus. Vol. 81. No. 1: 1–27. DOI: 10.1186/s41118-024-00238-9.
Velásquez P., Eger M. A. (2022) Does higher education have liberalizing or inoculating effects? A panel study of anti-immigrant sentiment before, during, and after the European migration crisis. European Sociological Review. Vol. 38. No. 4: 605–628. DOI: 10.1093/esr/jcab062.
Weber H. (2020) The educational divide over feelings about ethnic minorities: does more education really lead to less prejudice? Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 48. No. 1: 228–247. DOI: 10.1080/1369183X.2020.1810540.