Человеческий потенциал в контексте цифровизации

Человеческий потенциал в контексте цифровизации


Стрельцова Е. А.

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. kstreltsova@hse.ru

Попов Е. В.

кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций, ИСИЭЗ, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. epopov@hse.ru

Полякова В. В.

научный сотрудник Отдела исследований инноваций, ИСИЭЗ, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. vpoliakova@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162525080087
ID статьи на сайте журнала: 10637


Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


Ссылка при цитировании:

Стрельцова Е. А., Попов Е. В., Полякова В. В. Человеческий потенциал в контексте цифровизации // Социологические исследования. 2025. № 8. С. 94-107.
DOI 10.31857/S0132162525080087


Аннотация

Статья посвящена оценке готовности россиян к жизни в условиях нарастающей цифровизации, безопасной и результативной деятельности в цифровой среде. На основе концепции человеческого потенциала авторами разработана операциональная модель для измерения уровня развития цифровой компоненты человеческого потенциала; она апробирована на данных репрезентативного опроса населения России (N = 10 038). Проведенное исследование дает оценки развития у россиян цифровой компоненты человеческого потенциала и их готовности к жизни в «цифровом мире». Полученные результаты представляют более комплексную картину по сравнению с исследованиями, которые фокусируются исключительно на доступе к цифровым технологиям и/или цифровой грамотности. Они подтверждают, что различные сегменты российского общества в разной степени адаптированы к реалиям «цифрового мира», причем почти у пятой его части цифровая компонента человеческого потенциала не сформирована или развита на довольно низком уровне. Это блокирует доступ к выгодам цифровизации, которые извлекают для себя представители групп с более высоким уровнем цифровой компоненты человеческого потенциала. Значимыми факторами дифференциации оказываются не только социально-демографические характеристики, многие из которых уже давно в фокусе внимания исследователей (например, возраст), но и личностные установки индивидов по отношению к новым технологиям, их цифровые навыки, характер занятости.


Ключевые слова
цифровизация; человеческий потенциал; цифровые навыки; цифровое неравенство; опросы населения


Список литературы

Аникин А. В. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120–156.

Великая Н. М., Гребняк О. В. Развитие человеческого потенциала в условиях цифровой трансформации в современной России // Вопросы управления. 2023. Т. 81. № 2. С. 33–44.

Гашенина Н. Как пандемия влияла на рабочие процессы // ФОМ. 2020. URL: https://covid19.fom.ru/post/kak-pandemiya- vliyala-na-rabochie- processy (дата обращения: 28.11.2024).

Жизнь онлайн: цифровая трансформация российского общества / Под ред. Е. А. Стрельцовой. М.: НИУ ВШЭ, 2025.

Заславская Т. Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 13–25.

Иванов О. И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 89–95.

Иванов О. И. Человеческий потенциал: формирование, развитие, использование. СПб.: СПбГУ, Скифия- принт, 2013.

Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? Препринт WP3/2012/06. Сер. WP3. Проблемы рынка труда. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Картузова М. В. Конкурентные стратегии фрилансеров старшего возраста на электронных трудовых платформах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 207–222.

Латова Н. В. Досуговые практики российских работников как фактор формирования их человеческого потенциала // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 63–72.

Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: оптика психологии // Образовательная политика. 2023. Т. 94. № 2. С. 20–32.

Попов Д. С., Стрельникова А. В., Григорьева Е. А. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50.

Римашевская Н. М., Бочкарёва В. К. и др. Человеческий потенциал российских регионов // Народонаселение. 2013. Т. 61. № 3. С. 82–141.

Стребков Д. О., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Тихонова Н. Е. Российские профессионалы: специфика рабочих мест и человеческого потенциала // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 71–83.

Федотов А. А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. Т. 77. № 7. С 148–155.

Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Под ред. Л. Н. Овчаровой, В. А. Аникина, П. С. Сорокина. М.: ВЦИОМ, 2023.

Dai D. Y. Rethinking Human Potential from a Talent Development Perspective // Journal for the Education of the Gifted. 2022. Vol. 1. No. 43. P. 19–37.

Druga S., Christoph F. L., Ko A. J. Family as a Third Space for AI Literacies: How do Children and Parents Learn about AI Together? // Proceedings of the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2022. P. 1–17.

Haleem A., Javaid M. et al. Understanding the Role of Digital Technologies in Education: A Review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275–285.

Harantová V., Mazanec J. et al. Two-step Cluster Analysis of Passenger Mobility Segmentation during the COVID-19 Pandemic // Mathematics. 2023. Vol. 11. No. 3. P. 583.

Heckman J. J. Policies to Foster Human Capital // Research in Economics. 2000. Vol. 54. No. 1. P. 3–56.

Livari N., Sharma S., Ventä- Olkkonen L. Digital Transformation of Everyday Life–How COVID-19 Pandemic Transformed the Basic Education of the Young Generation and Why Information Management Research Should Care? // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 55. P. 102183.

Lee D. W., Lee T. H. Human Capital and Economic Growth Tests Based on the International Evaluation of Educational Achievement // Economics Letters. 1995. Vol. 47. No. 2. P. 219–225.

Parasuraman A., Colby C. L. An Updated and Streamlined Technology Readiness Index: TRI 2.0 // Journal of Service Research. 2015. Vol. 18. No. 1. P. 59–74.

Sen A. Development as Freedom (1999). // The globalization and Development Reader: Perspectives on Development and Global Change / Ed. by J. T. Roberts, A. B. Hite, N. Chorev. 2nd ed. Wiley- Blackwell, 2014. P. 525–548.

Vasenev S. L., Rossinskaya M. V. et al. Influence of Quality of Living- Anthropogenic Impact on the Environment System on Human Potential in Russia // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 11. No. 3. P. 1164–1176.

Содержание номера № 8, 2025