Самообразование как необходимая компонента образовательных маршрутов:
категориальный анализ
Мешкова Л. И.
младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; старший преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва, Россия Krysta@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 10709
Мешкова Л. И. Самообразование как необходимая компонента образовательных маршрутов: категориальный анализ // Социологические исследования. 2025. № 10. С. 80-91.
DOI 10.31857/S0132162525100072
Проблема эффективности самообразования как образовательной стратегии актуализировалась в связи со стремительной цифровизацией сферы профессионального образования и экспоненциальным ростом программ онлайн-обучения за последние пять лет. В статье рассмотрены тенденции участия молодежи и представителей старшего поколения в неформальном и дополнительном профессиональном образовании. Статистические данные показали увеличение количества представителей обеих групп в сегменте неформального образования. Отдельно отмечена ситуация с онлайн-курсами: несмотря на активное развитие и рост числа слушателей, коэффициент отсева по таким программам достаточно высок. Возникает вопрос о значимости практик самообразования для успешного и эффективного обучения на онлайн-курсах и в других форматах. Центральной темой статьи определен анализ отечественных и зарубежных исследований теоретико-методологических подходов к изучению понятия «самообразование». В итоге удалось сопоставить различные исследовательские традиции, обнаружить общее и выявить противоречия в трактовке таких категорий, как «самообразование», «самообучение» («self-education», «self-directed learning»), когда под одним «зонтичным» концептом понимаются различные социальные образовательные практики, обусловленные историческим бэкграундом, социально- экономическим контекстом и особенностями конкретных образовательных систем. Результаты теоретико-методологического анализа обладают аналитическим потенциалом для социологических исследований и для социального управления и прогнозирования в сфере профессионального онлайн-образования.
Абрамова Н. В. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 83–103.
Бальбурова Л. К. Развитие способности к самообучению студентов через дистанционное обучение // Педагогические технологии для реализации современных образовательных стандартов / Под общей редакцией В. Н. Батурина. Вып. 28. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2021. С. 528–539.
Вершловский С. Г. Образование взрослых: теоретические и методологические проблемы // Непрерывное образование. 2012. № 1. С. 23–30.
Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование как парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25–32.
Илакавичус М. Р. Самообразование в пространстве образования взрослых: ресурсы и дефициты // Вестник ТомГПУ. 2022. Вып. 5(223). С. 76–84. DOI: 10.23951/1609-624X‑2022-5-76-84.
Кирикович Т. Е. Гуманистические основания аксиологически направленной, непрерывной личностной дидактической модели самообучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 61.
Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 98–109. DOI: 10.31857/S013216250010986-7.
Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
Ключарев Г. А., Кофанова Е. Н. Самообразование как адаптационный ресурс // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Под ред. М. К. Горшкова. Вып. 14. М.: Новый хронограф. 2016. С. 282–308.
Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55–69. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.512.
Корнев С. В. Развитие взглядов на сущность самообразования в педагогической науке // Инновационные тенденции развития Российской науки. Красноярск: КГАУ, 2019. Ч. 2. С. 147–149.
Латова Н. В., Латов Ю. В. Опоздавшие к третьей образовательной революции (Компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов) // Journal of Institutional Studies. 2020. № 12(2). С. 67–85. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.2.067-085.
Лискина Т. В., Паульзен Н. С. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия Байкальского госун-та. 2018. Т. 28. № 1. С. 131–137. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).131-137.
Медведев И. Ф. Категориальный анализ самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6(55). С. 96–99.
Попова Е. С. Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 1. С. 53–70. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.1.5737.
Тихонова Н. Е., Каравай А. В., Латова Н. В. Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4. С. 39–47. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-097-04-39-47.
Шахова И. Н. Социальная природа самообразования: социологический анализ // Образование и наука. 2001. № 2. С. 24–34.
Шинкаренко В. П., Рущак И. В., Гордеева Л. Е. Самообучение, самообразование и саморазвитие – основная направленность в деятельности учащихся в условиях гуманизации образования // Приоритетные научные направления: от теории к практике / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2016. № 27. Ч. 2. С. 52–57.
Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург: УрГППУ, 1999.
Юдин И. Б., Полякова В. В., Фурсов К. С. Практики самообразования среди взрослого населения России // Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / Сост. Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ. 2021. Т. 2. С. 241–249.
Brockett R. G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning. N. Y.: Routledge, 1991. DOI: 10.4324/9780429457319.
Callender W. D. Adult education as self-education // Adult education quarterly. 1992. Vol. 42. No. 3: 149–163. DOI: 10.1177/074171369204200303.
Dickinson G., Clark K. M. Learning orientations and participation in self-education and continuing education // Adult education. 1975. Vol. 26. No. 1: 3–15.
Gibbons M., Phillips G. Self-Education: The Process of Life-Long Learning // Canadian Journal of Education. 1982. Vol. 7. No. 4: 67–86. DOI: 10.2307/1494774.
Kidd J. R. How Adults Learn. N. Y.: Association Press, 1973.
Knowles M. Self-directed learning: A guide for learners and teachers. N. Y.: Associated Press, 1975. DOI: 10.1177/105960117700200220.
Znaniecki F. Education and Self-Education in Modern Societies // American Journal of Sociology. 1930. Vol. 36. No. 3: 371–386.


версия для печати