Дети в малоимущих мигрантских домохозяйствах в России (часть 1)
Мукомель В. И.
Доктор социологических наук,главный научный сотрудник, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия mukomel@isras.ru
ID статьи на сайте журнала: 10740
Мукомель В. И. Дети в малоимущих мигрантских домохозяйствах в России (часть 1) // Социологические исследования. 2025. № 11. С. 52-64.
DOI 10.7868/S3034577X25110056
В России постоянно находятся от 600 тыс. до миллиона детей мигрантов. Их родители, в подавляющем большинстве не имеющие прав на социальные пособия, находятся в сложном положении, не позволяющем обеспечивать своим семьям достойный образ жизни. Особенно уязвимы дети мигрантов, находящиеся в бедности, сталкивающиеся с проблемами физического, психологического развития, социализации и интеграции в принимающий социум. В статье даются оценки распространенности бедности в мигрантских домохозяйствах и анализируются их социально-демографические профили. Оценивается доступность для бедных детей мигрантов учреждений дошкольного и школьного образования, знание русского языка и жилищные условия. Проводится анализ человеческого и социального капитала их родителей и уровня интеграции и миграционных стратегий. Эмпирической базой послужили социологические опросы иностранных граждан 2011, 2017, 2020 и 2023 гг., в которых зафиксировано соответственно 2760, 7245, 673 и 2697 домохозяйств, где имелись сведения об их бюджетах.
Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования / Под ред. Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. М.: Этносфера, 2022. [Adaptation and integration of children from migrant families in the Russian education system. (2022) Ed. by E. A. Omel’chenko, F. A. Shevtsova. Moscow: Ethnosfera. (In Russ.)]
Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / Отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. [Mukomel V. I., Grigorieva K. S. (eds) (2022) Adaptation and Integration of Migrants in Russia: Challenges, Realities, Indicators. Moscow: FCTAS RAS. (In Russ.)]
Александров Д., Баранова В., Иванюшина В. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. Вып. 1. С. 176–199. DOI: 10.17323/1814-9545-2012- 1-176-199. [Aleksandrov D., Baranova V., Ivanyushina V. (2012) Children and parents – migrants in interaction with Russian school. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies]. No. 1: 176–199. (In Russ.)]
Гулюгина А. А., Чащина Т. В. Уровень жизни домохозяйств с детьми в современной России: факторы риска // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. С. 556–571. DOI: 10.52180/1999–9836_2023_19_4_7_556_571. [Gulyugina A. A., Chaschina T. V. (2023) Living standards of households with children in modern Russia: risk factors. Uroven` zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standards of the Population in the Regions of Russia]. Vol. 19. No. 4: 556–571. (In Russ.)]
Индикаторы образования: 2025: стат. сб. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. [Education indicators: 2025: statistical digest. (2025) Moscow: ISIEZ VSHE. (In Russ.)]
Неведицына Т. В., Апкина К. Б. Развитие межкультурной компетентности детей дошкольного возраста // Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования / Под ред. Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой. М.: Этносфера, 2022. [Nevaditsyna T. V., Apkina K. B. (2022) Development of intercultural competence in preschool children. In: Omel’chenko E. A., Shevtsova A. A. (eds) Adaptation and integration of children from migrant families in the Russian education system. Moscow: Ethnosfera. (In Russ.)]
Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в российской школе: проблемы адаптации в контексте международных подходов // Вопросы этнополитики. 2020. № 1. С. 24–41. [Omel’chenko E.A. (2020) Children from migrant families in Russian schools: adaptation problems in the context of international approaches. Issues of Ethnopolitics. No. 1: 24–41. (In Russ.)]
Омельченко Е. А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ // Человеческий капитал. 2018. № 8(116). С. 21–31. DOI: 10.25629/HC.2018.08.02. [Omel’chenko E.A. (2018) Migrant children in schools in Europe and the USA: from the practice of implementing adaptation programs. Chelovecheskij kapital [Human capital]. No. 8(116): 21–31. (In Russ.)]
Омельченко Е. А. Проблема адаптации детей иноэтничных мигрантов: негативный дискурс в интернете // Вестник антропологии. 2021. № 4. С. 269–282. [Omel’chenko E.A. (2021) The problem of adaptation of children of foreign ethnic migrants: negative discourse on the Internet. Vestnik antropologii [Herald of Anthropology]. No. 4: 269–282. (In Russ.)]
Пешкова В. М. Семьи мигрантов из Центральной Азии в России: экспертный дискурс // Мир России. Социология. Этнология. 2025. Т. 34. № 1. C. 106–129. DOI: 10.17323/1811-038X‑2025-34-1-106-129. [Peshkova V. M. (2025) Migrant families from Central Asia in Russia: expert discourse. Mir Rossii. Sociologiya. E`tnologiya. [Universe of Russia. Sociology. Ethnology]. Vol. 34. No. 1: 106–129. (In Russ.)]
Пешкова В. М. Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021а. № 4. С. 451–467. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1803. [Peshkova V. M. (2021a) Transnational Childhood. Part I: The Review of Theoretical Approaches and Formulation of the Research Question. Monitoring obshhestvennogo mneniya: ekonomicheskie I socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 4: 451–467. (In Russ.)]
Пешкова В. М. Транснациональное детство. Часть II: место и роль детей в миграции из Средней Азии в Россию // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021б. № 5 С. 289–313. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.2065. [Peshkova V. M. (2021b) Transnational Childhood. Part II: the place and role of children in migration from Central Asia to Russia. Monitoring obshhestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social`nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 5: 289–313. (In Russ.)]
Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский ф-д ООН (ЮНИСЕФ), 2012. [The situation of migrant children in St. Petersburg. (2012) Moscow: Detskii f-d OON (UNICEF). (In Russ.)]
Рахмонов А. Х. Образование детей мигрантов как вклад в будущее России // Управление. 2021. Т. 9. № 3. С. 137–146. DOI: 10.26425/2309 137-146. [Rakhmonov A. Kh. Education of migrant children as a contribution to the future of Russia (2021). Management. Vol. 9. No. 3: 137–146. (In Russ.)]Alba R., Sloan J. C., Sperling J. (2011) The Integration Imperative: The Children of Low-Status Immigrants in the Schools of Wealthy Societies. Review of Sociology. Vol. 37: 395–415. DOI: 10.1146/ annurev-soc‑081309-150219.
Barnett W. S. (2011) Effectiveness of Early Educational Intervention. Science. Vol. 333: 975–978. DOI: 10.1126/science.1204534.
Blair C., Raver C. (2016) Poverty, Stress, and Brain Development: New Directions for Prevention and Intervention. Academic Pediatrics. Vol. 16. No. 3: 30–36. DOI: 10.1016/j.acap.2016.01.010.
Chang R., Li C. et al. (2022) Birth and Health Outcomes of Children Migrating with Parents: A Systematic Review and Meta-Analysis. Frontiers in Pediatrics. Vol. 10. Article 810150. DOI: 10.3389/fped.2022.810150.
Chau M., Thampi K., Wight V. R. (2010) Basic Facts About Low-income Children, 2009: Children Under Age 3. National Center for Children in Poverty, Columbia University. DOI: 10.7916/D82N598D.
Cooper K., Stewart K. (2021) Does Household Income Affect children’s Outcomes? A Systematic Review of the Evidence. Child Indicators Research. Vol. 14: 981–1005. DOI: 10.1007/s12187-020-09782-0.
Demintseva E. (2020) ‘Migrant schools’ and the ‘children of migrants’: constructing boundaries around and inside school space. Race Ethnicity and Education. Vol. 23. No. 4: 598–612. DOI: 10.1080/13613324.2018.1538126.
Gagné M., Janus M. et al. (2020) Disentangling the role of income in the academic achievement of migrant children. Social Science Research. Vol. 85. Art. 102344. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2019.102344.
García Tovar E. D. (2017) Migration Background and Educational Achievements in Russia. Migraciones Internacionales. Vol. 9. No. 32: 69–93. DOI: 10.17428/rmi.v9i32.889.
Glick J., Hohmann-Marriott B. (2007) Academic Performance of Young Children in Immigrant Families: The Significance of Race, Ethnicity, and National Origins. International Migration Review. Vol. 41. No. 2: 371–402.
Markkula N., Cabieses B. et al. (2018) Use of health services among international migrant children– a systematic review. Globalization and Health. Vol. 14. Art. 52. DOI: 10.1186/s12992-018-0370-9.
OECD. (2024a) Education at a Glance 2024: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/c00cad36‑en.
OECD. (2024b) International Migration Outlook 2024. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/50b0353e-en.
OECD. (2023) Introduction Measures for Newly-Arrived Migrants, Making Integration Work. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/5aeddbfe-en.
OECD. (2021) Measuring What Matters for Child Well-being and Policies. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/e82fded1‑en.
OECD. (2025) The integration of children of immigrants in OECD countries. Migration Data Brief. No. 15. URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2025/06/the-integration-ofchildren-of-immigrants-in-oecd-countries_64b6cd98/acec9b49‑en.pdf (дата обращения: 14.09.2025).
OECD/European Commission. (2023) Indicators of Immigrant Integration 2023: Settling In. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/1d5020a6‑en.
Thomson D., Ryberg R. et al. (2022) Lessons from a Historic Decline in Child Poverty. Washington: Child Trends. DOI: 10.56417/1555c6123k.
Zhou M., Gonzales R. G. (2019) Divergent Destinies: Children of Immigrants Growing Up in the United States. Annual Review of Sociology. Vol. 45: 383–399. DOI: 10.1146/annurev-soc‑073018-022424.


версия для печати