Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора

Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора


Курбатова М. В.

Профессор, доктор экономических наук, зав. кафедрой Кемеровского государственного университета kurbatova-07@mail.ru

Каган Е. С.

Кандидат технических наук, доцент Кемеровского государственного университета kaganes@mail.ru

Апарина Н. Ф.

Кандидат экономических наук, доцент Кемеровского государственного университета aparinanf@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5146


Ссылка при цитировании:

Курбатова М. В., Каган Е. С., Апарина Н. Ф. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 123-134



Аннотация

Рассматривается изменение социально-экономического положения преподавателей вузов в связи с реформой высшего профессионального образования и трудовых отношений в вузах*. Выявлено наличии у преподавателей вузов вариантов поведения, основанных на сочетаниях “выхода”, “голоса” и “лояльности”. Рассматривается, как сила переговорной позиции работников влияет на выбор альтернатив поведения, дается оценка последствий для вузов изменения положения преподавателей.


Ключевые слова
высшее профессиональное образование; реформы; преподаватели; социально-экономическое положение; вузы; поведение


Список литературы

Апарина Н.Ф., Каган Е.С., Курбатова М.В., Скрипак Е.И. Экспертные оценки переговорных позиций наемного работника // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Вып. 4, ч. 2. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.

Баранов И.Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. 2012. Т.10. №1. С. 51–64.

Бесс Дж.Л. Контракты, бюрократия и мотивация преподавателей: возможные эффекты отсутствия постоянного найма // Контракты в академическом мире / Сост. и науч. ред. М.М. Юд- кевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

Виноградова Е.В., Козина И.М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях рос- сийских работников // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 30–41.

Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 3–17.

Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.

Курбатова М.В., Апарина Н.Ф., Каган Е.С. Выбор работниками способов защиты своих трудовых прав // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 48–60.

Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. С. 55–80.

Курбатова М.В. Не только зарплата: преподаватели вузов на пути к превращению в “винтик” производства образовательных услуг // ЭКО. 2013. № 10. С. 110–122.

Материалы к совещанию с участием ректоров подведомственных Минобрнауки России вузов, проведенного 10 июня 2013 г. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3441/файл/2277/ 13.06.10-Рудской-совещание.pdf (дата обращения: 02.08.2013).

Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала военных частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда в которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=141507 (дата обращения 29.06.2013).

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=138313 (дата обращения: 3.02.2013).

Саати Т. Принятие решений. Метода анализа иерархий / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993.

Сигман К. “Новый государственный менеджмент” в российском высшем образовании. Russie. Nei. Visions 2008. № 30. Париж: IFRI. URL: http://www.ifri.org/index.php?page=contributiondetail& id=5741&id_provenance=97 (дата обращения: 02.08.2013).

Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом “реформ” // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 134–142.

Хиршман А.О. Выход, голос и верность. Реакция на упадок фирм, организаций и государств / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2009.

Эндерс Ю. Кафедральная система в переходный период: назначения, повышения и барьеры на вход в профессию в немецком высшем образовании // Контракты в академическом мире / Сост. и науч. ред. М.М. Юдкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

Chiu-Keung Law. Using fuzzy numbers in educational grading system // Fuzzy Sets and Systems. 1996. V. 83.

Содержание номера № 2, 2015