Возможности и перспективы применения некоторых ситуативных тестов в эмпирической социологии

Возможности и перспективы применения некоторых ситуативных тестов в эмпирической социологии


Нечитайло И. С.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Харьковского гуманитарного университета “Народная украинская академия” nechit@ukr.net

ID статьи на сайте журнала: 5245


Ссылка при цитировании:

Нечитайло И. С. Возможности и перспективы применения некоторых ситуативных тестов в эмпирической социологии // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 68-77



Аннотация

Анализируются возможности применения ситуативного теста в эмпирической социологии. Заостряется внимание на неоцененности эвристического потенциала ситуативных методов, а также на проблеме их адаптации к массовым опросам. Автор предлагает собственную методику исследования когнитивного ресурса как “скрытого медиатора” процессов (вос)производства социального неравенства и социальной структуры. Приводятся результаты пилотажного проекта, цель которого заключалась в проверке валидности метода и методики исследования.


Ключевые слова
когнитивный ресурс; когнитивный код; образование; педагог; речевой (лингвистический) код; тест группировки картинок


Список литературы

Бернстайн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008.

Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы обра зования. М.: Просвещение, 2007.

Горюнова Н.Б. Операциональные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 21–29.

Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4М. 1995. № 5/6. С. 49–64.

Мангейм К. О специфике культурно-социологического познания. М.: Университетская книга, 2000.

Маслова С. Использование методов аналитической психологии в качественных социологических исследованиях. URL: http://www.awareness-way.ru/node/26 (дата обращения: 14.03.2014).

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академич. проект, 2002.

Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии // Социология: 4М. 1997. № 8. С. 54–65.

Шавшукова Н. Психосемантические методы в исследовании политического мировоззрения. URL: http://flogiston.ru/shavsh3 (дата обращения: 12.01.2014).

Злобiна О.Г. Тести в соцiологiчних дослiдженнях. URL: http://i-soc.com.ua/school/Zlobina_Test.pdf (дата обращения: 12.01.2014).

Соцiологiя та суспiльство: взаємодiя в умовах кризи. II Конгрес САУ: Тези доповiдей, (Харкiв, 17–19 жовтня 2013 р.). Х.: ХНУ iм. В.Н. Каразiна, 2013.

Alexander J. Formal and Substantive Voluntarism in the Work of Talcott Parsons: а Theoretical and Ideological Reinterpretation // American Sociological Review. Vol. 43. 1978.

Blumenfeld L. Dumbing Us Down: the Hidden Curriculum of Compulsory Schooling By John Taylor Gatto // The Blumenfeld Education Letter. May 1993. URL: http://www.johntaylorgatto.com/bookstore/ dumbdnblum3.htm (дата обращения: 7.04.2014).

Discourse and reproduction: essays in honor of Basil Bernstein. Cresskill, NJ, Hampton Press, 1995.

King R. Bernstein’s sociology of the school: some propositions tested // British journal of sociology (London).1976. Vol. 27. № 4.

Sadovnik A.R. Basil Bernstein’s theory of pedagogic practice: a structuralist approach. Sociology of education (Washington, DC). 1991. Vol. 64. № 1.

Shor I. Empowering education: critical teaching for social change. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

Содержание номера № 6, 2015