Культурный потенциал молодых преподавателей российской провинции: теория и практика исследования

Культурный потенциал молодых преподавателей российской провинции: теория и практика исследования


Гаврилюк Т. В.

Кандидат социологических наук, доцент Тюменского индустриального университета, Тюмень, Россия tv_gavrilyuk@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5249


Ссылка при цитировании:

Гаврилюк Т. В. Культурный потенциал молодых преподавателей российской провинции: теория и практика исследования // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 102-110



Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к изучению культурного потенциала молодых преподавателей вузов Уральского федерального округа, рассматриваемых в качестве одного из ведущих субъектов культурной деятельности в социальном пространстве региона. В качестве эмпирической базы выступают данные массового опроса и групповых фокусированных интервью. Выявлены высокий уровень вовлечённости молодых преподавателей в культурное пространство города, стремление активно проводить досуг. Вместе с тем отмечаются неустойчивая идентичность молодой интеллигенции, потребительское отношение к пространству культуры, пассивность и отсутствие самоорганизации. Молодые интеллектуалы города не осознают себя группой, способной осуществлять культурные преобразования.


Ключевые слова
интеллигенция; молодые преподаватели; культурный потенциал; культурный капитал; культурный уровень


Список литературы

Беляева Л.А. Образование в России и модернизация экономики (по результатам европейского социального исследования) // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 13–24.

Бурдье П. Формы капитала // Социологическое пространство Пьера Бурдьё. URL: http://bourdieu. name/bourdieu-forms-of-capital (дата обращения: 30.03.2014).

Давлетшина Д.М. Теоретико-методологические основания исследования качества жизни и культурного потенциала молодёжи // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. II. Вып. 3. С. 10.

Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. Культурная свобода и развитие человеческого потенциала // Доклад о развитии человека 2004.

Культурная свобода в современном многообразном мире. М.: “Весь мир”, 2004.

Луховская О.К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике. М.: МГУКИ, 2008.

Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. 20. М.: Издательство политической литературы, 1961.

Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2002.

Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М.: Академический проект; Фонд “Мир”, 2004.

Старовойтенко Е.Б. Рефлексия личности в культуре // Мир психологии. 2007. № 4. С. 209–220.

Татарова Г.Г., Чеховский И.В. Метод фокус-групп: экспертные оценки “факторов неуспешности” // Социология: 4М. 2012. № 34. С. 5–31.

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Чуриков А. Случайные и неслучайные выборки в социологических исследованиях // Социальная реальность. 2007. № 4. С. 89–109.

Ogburn W.F. On Culture and Social Change: Selected Papers. Edited by Otis Dudley Duncan. Univ. of Chicago Press, 1964.

Содержание номера № 6, 2015