Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика
Осипов А. М.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com
Матвеева Н. А.
доктор социологических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул, Россия matveeva_n_a@mail.ru
Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37-48
Статья посвящена проблеме воспроизводства социального неравенства в сфере образования. Определяются основные механизмы социального Расслоения в образовании. На основе данных социологических исследований 2000–2013 гг. выявляется региональная динамика воспроизводства образовательного неравенства, Анализируются институциональные барьеры доступности качественного Среднего образования. Предлагаются стратегии управления образовательным неравенством Через социальные взаимодействия в рамках государственной политики.
Ballantine J.H., Hammack F.M. The Sociology of Education. 6th ed. Upper Saddle Brook, N.J.: Pearson/ Prentice Hall, 2009.
Bodwich Ch. Getting Rid of Troublemakers: High School Disciplinary Procedures and the Production of Dropouts // Social Problems. 1993. Vol. 40. P. 493–509.
Coleman J.S. et al. Equality of Educational Opportunity. Washington: U.S. Government Printing Office, 1966.
Fish K.L. Conflict and Dissent in the High Schools. N.Y.: Bruce, 1970.
Levinson D.L. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. N.Y.: RoutledgeFalmer, 2002.
Васильева Э.К. Семья и учебные успехи школьников // Социальные проблемы образования и воспитания. М.: Педагогика, 1973.
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; 2012.
Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.
Зюзин Д.И. Ориентация школьников на различные формы среднего образования // Социологические исследования. 1977. № 1. С. 96–99.
Иванова В.А. и др. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. №5. С. 95–103.
Константиновский Д. и др. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006.
Константиновский Д.Л. и др. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.
Леонтьева Э.О. Повседневные коммуникации и укоренённость коррупции в неформальном пространстве вуза // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 43–48.
Матвеева Н.А., Юртаев Н.И. Мониторинговые исследования системы образования Алтайского края. Барнаул: БГПУ, 2006.
Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество. М.: Логос, 2003.
Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Пралич В.П. Социальные стереотипы в профессиональной деятельности учителей. Дипломная работа. 2001. (рукопись, кафедра социологии НовГУ).
Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МГИСИ, 2001. Российская газета. 2006 г. 27 февраля.
Сорокина Н.Д. Образование в современном мире. М.: Экономика и финансы, 2004.
Фурсова В.В., Ханнанова Д.Х. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования. Казань: Изд-во КГУ, 2007.
Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 108–115.