Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления

Телевидение и интернет:
типология российского медиапотребления


Назаров М. М.

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 5700


Ссылка при цитировании:

Назаров М. М. Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116-126



Аннотация

Анализируются особенности использования телевидения и Интернета в России. Теоретической основой проводимого анализа выступают концепция “относительного постоянства” и теория полезности и удовлетворения потребностей посредством медиа. Эмпирической базой выступают результаты исследования коммуникативного поведения городского населения РФ. Предложена типология использования телевидения и Интернета с точки зрения длительности медиапотребления. Обсуждаются факторы, детерминирующие особенности текущего состояния и перспективы использования телевидения и Интернета.


Ключевые слова
телевидение; Интернет; медиапотребление; коммуникативное поведение; медиаконвергенция; изменение медиасреды


Список литературы

Зотов А.А., Мисник М.В. Реформирование телевидения в России и перспектива формирования общественного телевидения // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 99–106.

Казин А. Под сетью // Литературная газета. 2014. № 14. 4–10 апреля.

Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория. М., 2007.

Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58–66.

Коломиец В.П. Медиапотребление как социальная практика // IV Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2009 г.). URL: http:// window.edu.ru/library/pdf2txt/672/66672/39267/page27 (дата обращения: 10.07.2013 г.).

Макаренко Б. Эволюционный путь к современности // Независимая газета. 2011. 8 августа.

Полуэхтова И.А. Практики телепотребления россиян / Российское телевидение. Индустрия и бизнес / Под ред. Коломийца В.П., Полуэхтовой И.А. М., 2010.

Силаева В.Л. Коммерциализация Интернета // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 111–121.

Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М. 1998: 86.

Cox K., Crowther J., Hubbard T., Turner D. Datamine.03 New Models of Marketing Effectiveness. London: Warc. 2011. p. 18.

Brennan D. Connected Television. MediaNative Publishing. 2012: 220–223.

DeFleuer M., Ball-Rokeach S. Theories of Mass Communication. N.Y.: Longman, 1989.

Elaine Y. News Consumption across Multiple Media Platforms // Information, Communication & Society, 2011. 14:7, 998–1016.

Ferguson D., Perse E. ‘The world wide web as a functional alternative to television’ // Journal of Broadcasting and Electronic Media. Vol. 44. № 2: 155–174. 2000.

Heeter C. Program selection and the abundance of choice: A process model // Human Communication Research, 1985. 12: 126–152.

Katz E., Blumler J.G., Gurevitch M. Utilization of mass communication by the individual. In J.G. Blumler& E. Katz, eds, The uses of mass communications: Current perspectives on gratifications research (pp. 19–32). Beverly Hills, CA: Sage, 1974.

Lin C.A. (2001). Audience attributes, media supplementation and likely online service adoption // Mass Communication & Society, 2001. 4: 19–38.

McCombs M. Mass media in the marketplace // Journalism Monographs (24), 1972.

McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory, 4th edn, Sage, London. 1994.

Newell J., Pilotta J., Thomas J. Mass Media Displacement and Saturation // International Journal on Media Management, 2008. 10: 4,131–138.

Nielsen Audience Measurement Glossary. AGB Nielsen. 2011: 44.

Papacharissi Z., Rubin A.M. Predictors of Internet Use // Journal of broadcasting & electronic media, 2000. 44(2): 155–174.

Ritzer G., Ryan M., eds. The Concise Encyclopedia Of Sociology. Wiley-Blackwell, 2011: 84–85.

Robinson J.P. IT Use аnd Leisure Time Displacement // Information, Communication & Society, 2011. 14:4, 495–509.

Rubin A.M. The uses-and-gratifications perspective of media effects // Media effects: Advances in theory and research / Ed. by N. Bryant, D. Zillmann, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. 2002

Son J., McCombs M.E. A look at the constancy principle under changing market conditions // The Journal of Media Economics. 1993. 6(2): 23–36.

Sterling C.H., eds. Encyclopedia of Journalism. London: Sage. 2009. Vol. 1: 361.

Watson J., Hill A., eds. A Dictionary of Communication and Media Studies. L.: Edward Arnold, 1993: 45.

Содержание номера № 6, 2014