Моя хата с краю (опыт реконструкции языковой картины мира)

Моя хата с краю (опыт реконструкции языковой картины мира)


Плющ А. Н.

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев, Украина plyushch11@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6067


Ссылка при цитировании:

Плющ А. Н. Моя хата с краю (опыт реконструкции языковой картины мира) // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 136-147



Аннотация

Рассматриваются картины мира, опирающиеся на различные языковые практики. По результатам исследований в России и Украине выявлено два сценария встраивания своей страны в мировое сообщество. В рамках первого сценария граждане стремятся отстаивать право своей страны на самостоятельность выбора пути развития, несмотря на сложившееся мироустройство. В рамках второго – предпочитают, чтобы их страна примкнула к группе более успешных стран на второстепенных ролях, компенсируя это принадлежностью к лагерю “успешных” и культивированием превосходства над странами, выбравшими другой путь развития.


Ключевые слова
дискурс; язык; психосемантика; картина мира; образ страны; самооценка; комплекс неполноценности


Список литературы

Басманова Н.И., Васина Н.В., Красикова Т.И. Образы стран в представлении современного студенчества // Человеческий капитал. 2012. № 4 (40). С. 142–144.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Другая холодная война. Стратегия для России Доклад Изборского клуба / Под ред. В. Аверьянова. URL: http://dynacon.ru/content/articles/4409/#_ftnref22 (дата обращения: 17.03.2015).

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

Лысенко В.Г. Генезис учения об атомах как проблема языка и мышления // Вопросы философии. 2014. № 6. С. 9–29.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999.

Михалева О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. М.: Изд-во УРСС, 2009.

Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 55–86.

Оруэлл Дж. Заметки о национализме // Оруэлл Дж. Лев и Единорог. Эссе, статьи, рецензии. М.: Изд. “Московская школа политических исследований”, 2003.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, изд-во СГУ, 1997.

Петренко В.Ф. Психосемантика ментальности: коммуникативный аспект // Проблемы медиапсихологии. М.: “РИП-Холдинг”, 2002.

Петренко В.Ф., Митина О.В., Магомед-Эминов М.Ш. К ментальности Евразийского мира (социальные стереотипы дагестанских женщин). Психосемантическое исследование // Общественные науки и современность. 2012. № 6. С. 112–133.

Плющ А.Н. Технологии конструирования позитивного образа политических субъектов // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. 2011. Т. 2. Вип. 94. С. 83–90.

Плющ А.Н. Семантическое пространство восприятия студентами Украины интеграции с Европейским союзом или единым экономическим пространством // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 110–121.

Плющ А.Н., Басманова Н.И., Лисневская А.А. Связь субъективной картины мира с эмиграционными намерениями // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 52–65.

Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

Фуко М. Дискурс и истина. Минск: Пропилеи, 2006.

Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М.: ИНИОН, 1999.

Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004.

Лісневська А.О. Контекстуальний інформаційний вплив // Проблеми політичної психології та ії роль у становленні громадянина Української держави. 2011a. Вип. 11. С. 225–234.

Лісневська А.О. Образи країн у свідомості представників різних вікових груп // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. 2011b. Т.1. Вип. 94. С. 257–263.

Лісневська А.О. Соціальна зайнятість як чинник розвитку категоріальних структур свідомості в юнацькому віці // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету. 2012. Т. 1. Вип. 105. С. 196–201.

Содержание номера № 2, 2016