Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения

Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения


Оберемко О. А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия ooberemko@hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6230


Ссылка при цитировании:

Оберемко О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 94-101



Аннотация

На основе сравнения близких по значению слов “волонтер” и “доброволец” показано, какие типичные смыслы могут использоваться для обоснования (оправдания) социальной самоидентификации в ситуации, когда выбор делается в отсутствие семантически значимых различий. Исследовательский вопрос можно сформулировать так: какого рода аргументация может заменять содержательную аргументацию в ситуации вынужденного выбора между двумя семантически близкими понятиями. Выявлено, что в ситуации отказа от содержательных объяснений идентификационного выбора используются процессуальные объяснения, которые сводятся к указаниям (1) на ассоциации предпочитаемого слова с положительной эмоцией, (2) на понятность и (3) привычность употребления. Обнаруженные варианты объяснений информантами предпочтений соответствуют трем экспериментально выявленным компонентам – аффективному, когнитивному и поведенческому – социальной установки (attitude). В статье делается вывод о том, что брендирование массового движения словом, которое воспринимается как иностранное, позволило ознаменовать победу над памятью о демократизирующих инициативах из-за рубежа, но одновременно лишило локально мыслящих активистов движения использовать для самоназвания предпочтительное слово.


Ключевые слова
дискурсивная идентичность; открытые вопросы; компоненты и функции социальной установки; волонтеры; добровольцы


Список литературы

Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения / Пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Прогресс, 1990. С. 602–642.

Кравченко Е.И. Теория социального действия: от М. Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 122–142.

О добровольчестве (волонтерстве): Проект Федерального закона № 300326-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=PRJ&n=107564&req=doc (дата обращения: 27.08.2015).

Оберемко О.А. Типология межгрупповых противопоставлений: опыт логико-семантического анализа ответов на открытые вопросы // Социология: 4М. 2010. № 31. С. 39–74.

Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации: отчет по проекту. ФОМ / Науч. ред. С.Г. Климовой, Е.С. Петренко. М., 2012.

Рихтер Дж. Правительственность, иностранная помощь и российские НПО // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2. С. 469–486.

Оберемко О.А., Морозова Е.В., Истомина А.Г. “Формальное” и “неформальное” молодежное добровольчество: отчет по проекту / ККОФ НАЦ “Социум-регион”. М.: Краснодар, 2012.

Abrams D., Whetherell M., Cochrane S., Hogg M.A., Turner J.C. Knowing what to think by knowing who you are: Self-categorization and the nature of norm formation, conformity and group polarization // British Journal of Social Psychology. 1990. Vol. 29. P. 97–119.

Allport G.W. Attitudes // Handbook of Social Psychology / Ed. by C. Murchison. Worcester, Mass: Clark University Press, 1935. Р. 798–884.

Banaji M.R., Heiphetz L. Attitudes // Handbook of Social Psychology (5th ed.) / Ed. by Susan T. Fiske, Daniel T. Gilbert, Gardner Lindzey. Hoboken, NJ: Wiley, 2010. Vol. 1. P. 356–393.

Eagly A.H., Chaiken Sh. Attitude Structure and Function // Handbook of Social Psychology / Ed. by Susan T. Fiske, Daniel T. Gilbert, Gardner Lindzey. Hoboken, NJ: Wiley, 2010. Vol. 2. P. 269–322.

Katz D. The functional approach to the study of attitudes // Public Opinion Quarterly. 1960. Vol. 24. P. 163–204.

McGuire W.J. Attitudes and attitude change // G. Lindzey and E. Aronson (еds). Handbook of Social Psychology (3rd ed.). New York: Random House, 1985. Vol. II. Р. 233–346.

Richter J. Evaluating Western Assistance to Russian Women’s Organizations // The Power and Limits of NGOs / Ed. by E.S. Mendelson, J.K. Glenn. N.Y.: Columbia University Press, 2002. P. 54–90.

Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New York: Free Press; London: Collier-Macmillan Limited, 1967.

Schwarz N. Attitude Construction: Evaluation in Context // Social Cognition. 2007. Vol. 25. № 5. P. 638– 656.

Schwarz N., Bohner G. The Construction of Attitudes // Intrapersonal Processes (Blackwell Handbook of Social Psychology) / Ed. by A. Tesser, N. Schwarz. Oxford, UK: Blackwell, 2001. P. 436–457.

Smith M.B. Personal Setting of Public Opinion: A Study of Attitudes Toward Russia // The Public Opinion Quarterly. 1947. Vol. 11. Issue 4. P. 507–523.

Turner J., Oakes P. Self-categorization theory and social influence // The Psychology of Group Influence / Ed. by P. Paulus. N.Y.: Erlbaum, 1989.

Содержание номера № 6, 2016