Молодежь вне сферы образования и занятости: оценка сельско-городских различий

Молодежь вне сферы образования и занятости:
оценка сельско-городских различий


Блинова Т. В.

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, Россия. ruandre@mail.ru

Вяльшина А. А.

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института аграрных проблем РАН, Саратов, Россия. anvyal@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6354


Ссылка при цитировании:

Блинова Т. В., Вяльшина А. А. Молодежь вне сферы образования и занятости: оценка сельско-городских различий // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 40-49



Аннотация

В статье представлены результаты анализа структуры и состава молодежи 16–30 лет, находящейся вне сферы образования и занятости (NEET-молодежи). На примере двух групп молодежи, (1) ищущей работу и (2) не желающей работать, выявлены различия в трудовых предпочтениях, опыте работы и степени удовлетворенности жизнью. Определены социальные факторы различий, обусловленные не только местом проживания, но и освоенными моделями обеспечения собственного благополучия. Показано, что, если группа безработных относительно однородна и сельско-городские различия обусловлены дифференциацией характеристик локальных рынков труда, то группа лиц, не желающих работать, существенно различается в городе и селе. Сделан вывод о том, что их различия в отношении к занятости объясняются также личностно-мотивационными качествами и индивидуальными жизненными ситуациями. Информационную базу исследования составили материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE).


Ключевые слова
социальные группы; NEET-молодежь; безработные; не желающие работать; удовлетворенность жизнью; город; село; РМЭЗ


Список литературы

Варшавская Е. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и Рос- сии // Вопросы статистики. 2015. № 4. С. 40–47.

Варшавская Е.Я., Денисенко М.Б. Экономически неактивное население России: численность, динамика, характеристики // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 42–51.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMSHSE)”, проводимый НИУ ВШЭ и ЗАО “Демоскоп” при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. URL: http://www. hse .ru/rlms, http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms.

Behrman J., de Hoyos R., Székely M. Out of school and out of work: a conceptual framework for investigating ‘ninis’ in Latin America and the Caribbean. World Bank. Washington, D.C. 2014. URL: http://hdl.handle.net/10986/23835 (дата обращения: 21.01.2016).

Bourdieu P. The Forms of Capital // Richardson J. (еd.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press, 1986. P. 241–258.

Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.

Bronfenbrenner U., Morris P. The ecology of developmental processes // Lerner R.M. (еd.) Handbook of child psychology (5th ed., Vol. 1. Р. 993–1028). New York: Wiley, 1998.

Bynner J., Parsons S. Social Exclusion and the Transition from School to Work: the Case of Young People Not in Education, Employment, or Training (NEET) // Journal of Vocational Behavior. 2002. Vol. 60. P. 289–309.

Carcillo S., Fernández R., Königs S., Minea A. NEET Youth in the Aftermath of the Crisis: Challenges and Policies. OECD Social, Employment and Migration // Working Papers. 2015. No. 164.

De Hoyos R., Rogers H., Szekely M. Out of School and Out of Work: Risk and Opportunities for Latin America’s Ninis. World Bank, Washington, DC. 2015. URL: https://openknowledge.worldbank.org. handle/10986/22349(дата обращения: 18.01.2016).

Furlong A. The zone of precariety and discourses of vulnerability: NEET in the UK. Journal of Social Sciences and Humanities. 2007. No. 381. P. 101–121.

Genda Y., Maganuma M. NEET: Not Freeters, But Not Unemployed Either. Tokyo, 2004.

Handbook of youth and young adulthood: new perspectives and agendas / ed. by A. Furlong. Routledge. Taylor and Francis Group. London, 2009.

Mirza-Davies J. NEET: Young People Not in Education, Employment or Training. London: House of Commons library, 2014.

Motivation and Barriers to Learning for Young People who are not in Education, Employment or Training // Research paper. 2013. № 87. Department for Business, Innovation and Skills, London. URL: https: //gov.uk/government/ organisations/ department-for-business-innovation-skills (дата обращения: 25.09.2015).

Navarrete L. (еd.). Desmontando a ni-ni. Un estereotipo juvenil en tiempos de crisis. Madrid, 2011.

Popham I. Tacking NEETs, Research on Action and Other Factors that сan Contribute to a Reduction in the Numbers of Young People Not in Education, Employment or Training (NEET). DfES Publications, Nottingham, 2003.

Yates S., Payne M. Not so NEET? A critique of the use of “NEET” in targeting interventions with young people // Journal of Youth Studies. 2006. Vol. 9(3). P. 329–344.

Youth neither in employment nor education and training (NEET) Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution, 2011.

Содержание номера № 9, 2016