Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность

Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность


Бузгалин А. В.

доктор экономики, профессор экономического факультета, директор Центра современных марксистских исследований философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия buzgalin@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6807


Ссылка при цитировании:

Бузгалин А. В. Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 20-30



Аннотация

Автором показано, что главные изменения в современной экономике связаны с превращением творческого по своему основному содержанию труда в решающий фактор социально-экономического прогресса и соответствующими изменениями в структуре общественного воспроизводства, а также с формированием потенциально пострыночного пространства экономических отношений. Сравниваются аргументы в пользу приоритетного развития частной и всеобщей интеллектуальной собственности (собственности каждого на все). Приводятся размышления о необходимости и возможности разграничения и взаимодействия двух подпространств креативной экономики — сферы преимущественно некоммерческого производства общественных благ, принадлежащих каждому, и коммерческой сферы, основанной на интеллектуальной частной собственности. Анализ исходит из предпосылки, что мы всего лишь значительно социализируем (реформируем), но не изменяем качественно господствующие ныне рыночно-капиталистические отношения.


Ключевые слова
креативная экономика; креатосфера; общественные блага; собственность каждого на все; частная интеллектуальная собственность; реформы; поздний капитализм


Список литературы

Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. В 2-х тт. Т. 1. Методология: По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded). Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. [Buzgalin A.V., Kolganov A.I. (2015) Global’nyi kapital. 2 tt. T. 1. Global capital. In 2 vols. Vol. 1. Methodology: On the Other Side of Positivism, Postmodernism and Economic Imperialism (Marx Re-loaded). Moscow: LENAND. (In Russ.)]

Булавка Л.А. Советская культура как идеальное СССР // Булавка Л.А. (ред.) Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР. Луначарский и не только. М.: ЛЕНАНД, 2013. С. 51–93. [Bulavka L.A. (2013) Soviet culture as an ideal of the USSR. In: Bulavka L.A. (ed.) Culture. Power. Socialism. Contradictions and Challenges of Cultural Practices of the USSR. Lunacharsky and not only. Moscow: LENAND. P. 51–93. (In Russ.)]

Долженко Р.А., Бакаленко А.В. Краудсорсинг как инструмент мобилизации интеллектуальных ресурсов: опыт использования в Сбербанке России // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 3. С. 77–102. [Dolzhehko R.A., Bakalenko A.V. (2016) Crowdsourcing as an instrument of human intellectual resources involvement: The experience of Sberbank Russia. Russian Management Journal. Vol. 14. Issue 3: 77–102 (In Russ.)]

Маркс К. Капитал. Книга 1. Глава шестая. Результаты непосредственного процесса производства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. В 50 т. Т. 49. М.: Политиздат, 1974. С. 3–136. [Marx K. (1974) Capital. Book 1. Chapter six. Results of the direct process of production. In: Marx K., Engels F. Works. 2nd ed. In 50 vols. Vol. 49. Moscow: Politizdat. P. 3–136 (In Russ.)]

Brabham D. (2013) Crowdsourcing. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.

Brabham D. (2010) Crowdsourcing as a model for problem solving: leveraging the collective intelligence of online communities for public good: PhD Thesis. Salt Late City: University of Utah. URL: http:// cdmbuntu.lib.utah.edu/cdm/ref/collection/etd2/id/1190 (accessed 20.12.16).

Dolzhenko R.A., Ginieva S. (2016) Crowdsourcing as a tool of interaction between the population and the authorities. In: The 10th International days of statistics and economics. MELANDRIUM: 372–381.

Drahos P., Braithwaite J. (2004) Hegemony based on knowledge: the role of intellectual property. In: J. Chen and G. Walker (eds). Balancing Act: Law, Policy and Politics in Globalisation and Global Trade. Sydney: Federation Press: 204–223.

Drahos, P., Braithwaite J. (2002) Information Feudalism: Who Owns The Knowledge Economy. London: Earthscan Publications.

Feller J., Fitzgerald B., Hissam S., Lakhani K. (eds) (2007) Perspectives on Free and Open Source Software. Cambridge, Massachusetts, London, England: The MIT Press.

Stiglitz J. (2006a) Give prizes not patents. New Scientist. Sept. 16.

Stiglitz J.E. (2006b) Scrooge and intellectual property rights: A Medical prize fund could improve the financing of drug innovations. British Medical Journal. Vol. 333: 1279–1280. Doi: 10.1136/ bmj.39048.428380.80.

Содержание номера № 8, 2017