Социология и эпистемология: необходимость взаимодействия

Социология и эпистемология:
необходимость взаимодействия


Микешина Л. А.

Доктор философских наук, почетный профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия mickeshina.lyudmila@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 7377


Ссылка при цитировании:

Микешина Л. А. Социология и эпистемология: необходимость взаимодействия // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 3-13.
DOI 10.31857/S013216250002153-1



Аннотация

Рассматривается необходимость взаимодействия социологии и социальной эпистемологии. Познавательный и исследовательский потенциал современной социологии может быть существенно расширен и углублен за счет обращения к эпистемологическим проблемам: ценностям, предпосылочным формам знания, различным типам коммуникаций, к изучению немарксистских теорий общества, в том числе феноменологии. Обосновывается необходимость и правомерность снижения уровня абстракции субъекта и объекта познания в социологии. Показано, что среди методологических и эпистемологических проблем марксизма по-прежнему остается ряд значимых для социологии и других социально-гуманитарных наук, но не изученных тем: приемы гипостазирования, которые П. Бурдьё обнаружил у Маркса; «историцизм» по К. Попперу и Д. М. Петрушевскому; методологии индивидуализма и коллективизма – концепция С. Г. Кирдиной-Чэндлер. Исследуется необходимое присутствие в социологии ценностей и методов их введения – интерпретации, репрезентации, категоризации и конвенции. Представлен эпистемологический подход к различным типам коммуникаций, коммуникативной рациональности в целом. Обсуждается роль феноменологического учения А. Шюца, недостаточно изученного в России.


Ключевые слова
социология; социальная эпистемология; гипостазирование; историцизм; ценности; интерпретация; репрезентация; коммуникативная рациональность; феноменологическое учение А. Шюца об обществе


Список литературы

Бурдьё П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994.

Готфрид П. Странная смерть марксизма. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009.

Кирдина-Чэндлер С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М: ТЕИС, 2000.

Кирдина С. Г. К переосмыслению принципа методологического индивидуализма. М.: ИЭ РАН, 2013.

Микешина Л. А. Эпистемологическое оправдание гипостазирования и реификации // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 44—54.

Микешина Л. А. Феноменология и обогащение понятий в эпистемологии // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 85—94.

Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. М.: Культурная инициатива,1992.

Романовский Н. В. Метатеоретизирование в социологии: дискурс и прогноз // Социологические исследования. 2018. № 2. C. 127—135.

Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2009.

Смирнова Н. М. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом М.: РОССПЭН, 2004.

Содержание номера № 10, 2018