Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино

Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино


Тхакахов В. Х.

доктор социологических наук, профессор, кафедра теории и истории социологии, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия atalik7@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250007458-6
ID статьи на сайте журнала: 7892


Ссылка при цитировании:

Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82-89.
DOI 10.31857/S013216250007458-6



Аннотация

В статье обсуждается проблема этнического и антропологического однообразия в современном российском кино. Опираясь на этносоциологический подход к анализу киноиндустрии, автор выявляет факторы и условия, обусловившие, с одной стороны, установление режима исключения расовых и этнических меньшинств из кинопроизводства на федеральном уровне, а с другой – превращение национально-региональных кинематографов в моноэтничные пространства – «татарский мир», «башкирский мир» и т.д. В качестве основной причины сложившейся ситуации называется стратегический разрыв традиций, проявившийся в отказе от советской идеологии и практики интернационализма в киноискусстве и приведшей к изоляции от норм и правил современной мировой киноиндустрии, ориентированной на репрезентацию расового и этнического разнообразия. Рассмотрев институционально-структурный, экономический и антропологический аспекты проявления и возможные негативные последствия этнического однообразия в отечественном кино, автор высказал ряд рекомендаций по его преодолению.


Ключевые слова
российское кино; этносоциология кино; этнические меньшинства; этническое однообразие; этническое неравенство; социальное исключение


Список литературы

Актеры российского кино: 1980–2011. Биофильмографический справочник / Сост. В. Мартынов. М.: Канон+; Реабилитация, 2012.

Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экономической теории / Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Бурдье П. Практический смысл / Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. пер. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2005.

Евстигнеев Ю.А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этнологический справочник). СПб.: Астерион, 2008.

Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005 гг.). М.: Канон+; Реабилитация, 2009.

История отечественного кино: учебник / Отв. ред. Л.М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. Научная монография. М.: Канон+; Реабилитация, 2010.

Кино и коллективная идентичность / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: ВГИК, 2013.

Лубашова Н.И. Из истории социологии кино // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 146–149.

Содержание номера № 11, 2019