Сорок лет экономических реформ в Китае: социальные результаты

Сорок лет экономических реформ в Китае: социальные результаты


Чэнь Х.

профессор Института марксизма Хайнаньского университета, Хайкоу, Китай yweich@163.com

DOI: 10.31857/S013216250007778-8
ID статьи на сайте журнала: 7931


Ссылка при цитировании:

Чэнь Х. Сорок лет экономических реформ в Китае: социальные результаты // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 81-90.
DOI 10.31857/S013216250007778-8



Аннотация

Статья посвящена социальным, экономическим и гуманитарным результатам развития Китая за 40 лет реформ Дэна Сяопина, направленных на интеграцию плановых и рыночных механизмов. Реформы способствовали росту уровня жизни населения. Развитие Китая в эти годы было основано на использовании достижений предыдущих этапов развития и учитывало цивилизационные традиции страны. Успешная индустриализация сделала Китай одним из лидеров мировой экономики, создала предпосылки для внедрения элементов шестого технологического уклада. Структура рабочей силы в настоящее время соответствует вызовам современных технологических трансформаций. Реформы в сферах образования и здравоохранения также соответствовали вызовам времени. Проблемы неравенства и борьбы с бедностью можно назвать одними из главных для Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики.


Ключевые слова
Китай; социализм; китайская специфика; марксизм; реформы; социальные результаты


Список литературы

23-я Конференция центральной руководящей группы по всестороннему углублению реформ, созванная и возглавленная Си Цзиньпином // Жэньминь жибао. 2016. 19 апреля.

Енфу Ч., Сяоцин Д. Теория и принципы политэкономии как основы «китайского экономического чуда» // Вопросы политической экономии. 2017. № 4. С. 62–74.

Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновленные статистические данные 2018. Программа развития Организации Объединенных Наций, 2018.

Кива А.В. Как понимают национальные интересы в Китае и России // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 157–166.

Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой. М.: ИД «ФОРУМ», 2011.

Приближение к пределу социальной терпимости к разрыву между богатыми и бедными // Цзинцзи Цанькао. 2010. 10 мая.

Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157.

Цаголов Г.Н. Какой экономический строй в Китае? (к 40-летию начала реформ) // Вопросы политической экономии. 2018. № 3. С. 79–93.

Шевченко В.Н. Возвращение Китая на национальный путь развития в эпоху глобализации: значимость и выводы для России // Век глобализации. 2018. № 3. С. 106–119.

Чэнь Х. Два пути – два результата. Политика реформ и открытости Китая и реформы Горбачева // Свободная мысль. 2018. № 5. С. 141–150.

Benson J., Webber M., Zhu Y. The Everyday Impact of Economic Reform in China: Management Change, Enterprise Performance and Daily Life. London: Routledge, 2010.

Guan Lijie, Ji Yushan. From the Beijing Consensus to the China Model: A Suggested Strategy for Future Economic Reform // International Critical Thought. 2015. Vol. 45. No. 2. Р. 135–147.

Huang Y. How Did China Take off? // Journal of Economic Perspectives. 2012. Vol. 26. No. 4. Р. 147–70.

Oncoming to the Limit of Social Tolerance for the Gap between Rich and Poor // Jingji Cankao. 2010. 10 May. (In Chinese)

Ploberger C. China’s Reform and Opening Process: a New Model of Political Economy? // Journal of Chinese Economic and Business Studies. 2016. Vol. 14. No. 1. Р. 69–87.

Poznanski K.Z. State Condition, Foreign Influence and Alternative Models of Market Reforms in China, Russia and Eastern Europe // International Critical Thought. 2012. Vol. 2. No. 3. Р. 276–296.

Ramesh M. et al. Health Governance and Healthcare Reforms in China // Health Policy and Planning. 2013. Vol. 29. No. 6. Р. 663–672.

Sutherland D., Yao S. Income Inequality in China over 30 Years of Reforms // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2011. Vol. 4. No. 1. Р. 91–105.

Xiaoguang Shi, Englert P.A.J. Reform of Teacher Education in China // Journal of Education for Teaching. 2008. Vol. 34. No. 4. Р. 347–359.

Содержание номера № 12, 2019