Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: результаты эмпирического исследования в России (статья 2)

Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: результаты эмпирического исследования в России (статья 2)


Шабанова М. А.

Доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия mshabanova@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250010205-8
ID статьи на сайте журнала: 8409


Ссылка при цитировании:

Шабанова М. А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: результаты эмпирического исследования в России (статья 2) // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 3-17.
DOI 10.31857/S013216250010205-8



Аннотация

В первой – теоретико-методологической – статье (№ 11, 2020) обсуждались феномен усиления власти потребителей (consumer power) в цифровую эпоху, его факторы, барьеры, риски и характер соприкосновения интернет-технологий и гражданского общества. Во второй статье впервые представлены данные результатов всероссийского репрезентативного исследования уровня реального и потенциального включения россиян в разные виды онлайн-peer-to-peer (Р2Р) практик. Оцениваются связи между вероятностью включения в них, с одной стороны, и просоциальными характеристиками и интернет-активностью потребителей – с другой. Показано, что развитие онлайн-практик потребления не есть результат, лежащий сугубо на стороне интернет-технологий. Чаще это синтез развития цифровых технологий с более широкими (и не всегда заметными) сдвигами в нецифровой среде – развитием гражданского общества (как формально организованного, так и неорганизованного). Однако эффект «социального пробуждения» благодаря Интернету также имеет место.


Ключевые слова
peer-to-peer потребительские практики; Интернет; гражданское общество; совместное потребление; шеринг; социальная солидарность; кооперация; социальные инновации

Содержание номера № 12, 2020