Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование»

Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование»


Рязанцев С. В.

Доктор экономический наук, профессор, директор Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; зав. кафедрой демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия riazan@mail.ru

Ростовская Т. К.

Доктор социологических наук, профессор, зам. директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; профессор кафедры социологии, политологии и нормативно-правового регулирования промышленного развития Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Москва, Россия rostovskaya.tamara@mail.ru

Плетнева Ю. Э.

младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия julpletneva@yandex.ru

Очирова Г. Н.

младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия galinaochirova93@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250009483-4
ID статьи на сайте журнала: 8416


Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 18-29-15043.


Ссылка при цитировании:

Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование» // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 65-74.
DOI 10.31857/S013216250009483-4



Аннотация

В статье представлены результаты исследования миграционных установок участников государственной грантовой программы «Глобальное образование». Проанализированы факторы, влияющие на формирование миграционных намерений высококвалифицированных специалистов в современных социально-экономических условиях. Также изучены официальные данные оператора программы «Сколково» и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс реализации программы «Глобальное образование», с целью определения специфики и условий получения гранта. Эмпирической основой исследования послужили результаты анонимного анкетирования и полуструктурированных глубинных интервью с участниками программы. Исследование показало, что миграционные установки выпускников программы после отработки обязательств остаются высокими. Основными притягивающими факторами в странах иммиграции выступают качество и уровень жизни, карьерные возможности и заработная плата. Другие важные факторы, влияющие на миграционные намерения, – несоответствие между ожиданиями и реалиями отработки в России (отсутствие возможностей применения полученных знаний, деквалификация, работа не по специальности и пр.) и реверсивный культурный шок. Так, доля рассматривающих вариант эмиграции после отработки выше среди тех, кто уже вернулся в Россию, чем среди тех, кто на момент прохождения опроса находился на обучении или еще не начал учебу. Кроме того, значительная часть участников рассматривает вариант эмиграции из России преимущественно в ту страну, где получали образование и, возможно, уже имеют сложившиеся социальные и рабочие связи. Результаты исследования показали, что ряд респондентов столкнулись с проблемами трудоустройства в рамках отработки обязательств по программе.


Ключевые слова
эмиграция; миграционные установки; факторы миграции; академическая мобильность; высококвалифицированные специалисты; программа «Глобальное образование»

Содержание номера № 12, 2020