Телевидение в конвергентной медиасреде: аудиторные тренды
Назаров М. М.
Доктор политических наук,главный научный сотрудник Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 8679
Назаров М. М. Телевидение в конвергентной медиасреде: аудиторные тренды // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 69-78.
DOI 10.31857/S013216250014208-1
Важным фактором изменений отношения зрителей к современному телевидению являются процессы конвергенции медиа, влияющие на конфигурацию экранного потребления. Телевидение испытывает серьезную конкуренцию за внимание аудитории со стороны сервисов онлайн-видео в среде Интернет. В первой половине последнего десятилетия отмечался рост средней длительности просмотра, затем произошло снижение интереса населения к телевидению; в период пандемии и связанного с ней карантина тренд уменьшения российской аудитории телевидения сменился на обратный. На основе репрезентативных данных зафиксировано, что только треть аудитории считает важной роль телевидения в их жизни и досуге. Для определения ключевых обстоятельств, детерминирующих негативное отношение аудитории к телевидению, применялась модель бинарной логистической регрессии. Установлено, что ведущими здесь являются переменные, отражающие неудовлетворенность выбором и содержанием программ, принадлежность к группе молодежи в возрасте 15–24 лет, неудовлетворенность реализацией информационной функции современным российским телевидением. Доминирование коммерческого императива и форматов массовой постмодернистской культуры приводит к нравственно-эмоциональному наполнению содержания значительной части программ, которые не всегда оказываются принятыми аудиторией. Это ведет к постепенной утрате важных социальных функций ТВ, в том числе интегративного плана.
Дженкингс Г. Конвергентная культура: Столкновение старых и новых медиа. М.: Рипол Классик, 2019.
Дондурей Д. Цензура реальности // Телевидение: режиссура реальности / Cост. и отв. ред. Д. Дондурей. М.: Искусство кино, 2007. С. 10–18.
Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ВШЭ, 2015.
Маклюен М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003.
Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 560–571. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-560-571.
Полуэхтова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Социология и жизнь. 2018. № 4. С. 71–82. DOI: 10.17805/zpu.2018.4.7.
Поляков Ю.М. Зачем вы мастера культуры? О русской литературе и искусстве. М.: Книжный мир, 2020. Телевидение в России в 2019 году: Состояние, тенденции и перспективы развития / Под ред. Е.Л. Вартанова, В.П. Коломиец. М.: ФАПМК, 2020.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997.
Austin A., Barnard J., Hutcheon N. Media Consumption Forecasts 2019. London: Zenith, 2019.
Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. Oxford: Oxford University Press, 2014.
Curran J. Media Regulation in the Era of Market Liberalism // Market Killing: What the Free Market Does and What Social Scientists Can Do about It / Ed. by G. Philo, D. Miller. Edinburgh: Pearson, 2001. P. 216–232.
Encyclopedia of Journalism / Ed. by C.H. Sterling. London: Sage, 2009.
Gilder G. Life after Television. New York: Norton, 1994.
McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. 2nd ed. London: Sage, 1989.
Minow N. Television and the Public Interest // Federal Communications Law Journal. 2003. Vol. 55. No. 3. Article no. 4. URL: http://www.repository.law.indiana.edu/fclj/vol55/iss3/4 (дата обращения: 18.11.2020).
Negroponte N. Being Digital. New York: Knopf, 1999.
Picard R.G. The Economics and Financing of Media Companies. New York: Fordham University Press, 2011.
Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Methuen, 1985.
Zotto С., Lugmay A. Media Convergence as Evolutionary Process // Media Convergence Handbook / Ed. by A. Lugmayr, C. Zotto. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2016.