Ценностные основания посткапитализма: от «модуса обладания» к индивидуализму самореализующихся личностей

Ценностные основания посткапитализма:
от «модуса обладания» к индивидуализму самореализующихся личностей


Давыдов Д. А.

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, Екатеринбург, Россия davydovdmitriy90@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250016429-4
ID статьи на сайте журнала: 8913


Ссылка при цитировании:

Давыдов Д. А. Ценностные основания посткапитализма: от «модуса обладания» к индивидуализму самореализующихся личностей // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 78-90.
DOI 10.31857/S013216250016429-4



Аннотация

В статье поднимается вопрос о возможных ценностных основаниях посткапиталистического общества. Критикуются попытки ассоциировать посткапитализм исключительно с ценностями дружбы, сотрудничества, солидарности, добровольной деятельности на благо других и т.д. Избавление от материальной необходимости вело западные общества к углублению индивидуализма и распространению всевозможных практик самовыражения. По мере развития социальных медиа эти практики все чаще выливались в борьбу за привлечение внимания. Сегодня личности можно рассматривать как то, что «производится» (практики «самобрендинга»), конструируется, продвигается и масштабируется. Вместо ожидаемого «коммунизма знаний» и коммунитарных социальных ценностей (А. Горц) мы наблюдаем движение к еще большему индивидуализму, теперь в сфере творчества и самореализации (производства «нематериальных» благ), где удовольствие и престиж ассоциируются с привлечением внимания, с личностной исключительностью и медийным влиянием. Это говорит о том, что предлагаемых некоторыми теоретиками средств (полная автоматизация производства, выплата всем безусловного дохода и т.д.) для реализации эгалитарной версии посткапитализма может оказаться недостаточно.


Ключевые слова
посткапитализм; капитализм; постматериализм; социальные ценности; социализм; коммунизм; революция личности; творческая самореализация; социальные медиа; социальная революция

Содержание номера № 12, 2021