Социальная статистика в социологическом образовании

Социальная статистика в социологическом образовании


Зырянов В. В.

Кандидат экономических наук, доцент социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия vvzyryanov@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250017138-4
ID статьи на сайте журнала: 9003


Ссылка при цитировании:

Зырянов В. В. Социальная статистика в социологическом образовании // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 129-141.
DOI 10.31857/S013216250017138-4



Аннотация

Знакомство с содержанием учебных планов 86 университетов РФ, реализующих программы подготовки бакалавров социологии, показало, что за последние годы произошло частичное выдавливание из учебного процесса курса «социальная статистика». Формально это привело к разрыву между заявленными в образовательном стандарте компетенциями, опирающимися на изучение социальной статистики, и ее отсутствием в 62% образовательных программ. Фактически – к заметному расхождению содержания образования с требованиями к выпускникам, готовящимся работать в цифровом обществе. Кроме того, это объясняет критику выпускников высшей школы относительно их низкой статистической грамотности. Наконец, эта тенденция усиливает слабую способность широких слоев населения адекватно и критически воспринимать статистические данные, которыми изобилуют информационные потоки современных СМИ и социальных сетей.


Ключевые слова
социологическое образование; компетенции; социальная статистика; математическая статистика; статистическая грамотность; цифровое общество

Содержание номера № 2, 2022