Ошибки измерения и репрезентации в ответах на вопрос об уровне образования

Ошибки измерения и репрезентации в ответах на вопрос об уровне образования


Рогозин Д. М.

Кандидат социологических наук,директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы; старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия nizgor@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250021252-0
ID статьи на сайте журнала: 9284


Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.


Ссылка при цитировании:

Рогозин Д. М. Ошибки измерения и репрезентации в ответах на вопрос об уровне образования // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 49-59.
DOI 10.31857/S013216250021252-0



Аннотация

В статье представлены результаты методического тестирования вопроса об образовании в стандартизированном интервью. Сформулированы четыре гипотезы о наличии ошибок измерения и репрезентации. Опровергнута гипотеза о влиянии на ответы общественного мнения, связанного с социальным одобрением и завышением уровня образования в ответах. Подтверждены гипотезы о наличии значимых смещений, связанных с неответами, неподготовленностью к стандартизированному формату общения наиболее уязвимых, бедных и необразованных социальных групп. Представлены рекомендации по адаптации опросного инструмента к жизненному миру людей, не имеющих высшего образования: высказано мнение, что репрезентация людей из низших социальных групп возможна тогда, когда опросный инструмент воспроизводит форматы обыденного разговора, максимально приближается к привычным повседневным практикам взаимодействия.


Ключевые слова
образование; методология социальных исследований; опросы общественного мнения; ошибки измерения и репрезентации; стандартизированное интервью; отказы от участия в опросе; прерванные интервью; неответы; бедность

Содержание номера № 9, 2022