Потенциал развития научно-педагогических работников:
социологический ракурс
Зборовский Г. Е.
Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 9996
Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/
Зборовский Г. Е. Потенциал развития научно-педагогических работников: социологический ракурс // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 94-105.
DOI 10.31857/S0132162524030081
В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики вузовской социальной общности научно- педагогических работников (НПР) и пути развития этой категории специалистов интеллектуального труда. Доказывается, что дальнейшее совершенствование высшего образования в стране невозможно без активного участия НПР. Рассматриваются перспективы развития этой общности. Выделяются многоуровневые факторы влияния на НПР, связанные с действиями четырех социальных субъектов: администрации президента (уровень мегафакторов), Министерства науки и высшего образования РФ (уровень макрофакторов), органов региональной власти и местного самоуправления (уровень мезофакторов), университетского управления (уровень микрофакторов). Все рассматриваемые решения регуляторов разных уровней имеют, по мнению автора, стратегическое значение для развития потенциала НПР.
Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 23–36.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
Доклад Правительства РФ Федеральному собранию РФ о реализации государственной политики РФ в сфере образования. М., 2023. URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74.
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71.
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 373–392.
Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2019. (Мониторинг экономики образования; № 1 (133)).
Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
Индикаторы образования: 2013. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013.
Индикаторы образования: 2021. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
Индикаторы образования: 2022. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: ВШЭ, 2021.
Образование в Российской Федерации: 2012. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
Платонова Д.П., Никифорова Н.Ю. Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. (Мониторинг экономики образования; № 4 (21)).
Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам // Мониторинг экономики образования. 2020. № 1. С. 1–6.
Самсонова Е.А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. С. 179–192
Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77.
Сотникова И.С. Новый контур оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников: независимая оценка квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 113–126.
Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133.
Юревич М.А., Еркина Л.С. «Публикационное ралли»: прямая угроза или новые возможности для научного сообщества? … // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 2. С. 104–117.