Молодежные креативные локальности как объект социологического исследования
Дидковская Я. В.
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия. I.V.Didkovskaia@urfu.ru
Вишневский Ю. Р.
Доктор философских наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, почетный профессор УрФУ, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия j. r.vishnevsky@urfu.ru
Нотман О. В.
доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия. o. v.notman@urfu.ru
ID статьи на сайте журнала:
Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 23-28-00603.
Дидковская Я. В., Вишневский Ю. Р., Нотман О. В. Молодежные креативные локальности как объект социологического исследования // Социологические исследования. 2025. № 3. С. 54-64.
DOI 10.31857/S0132162525030052
В статье осуществляется концептуализация понятия «креативные локальности», на материалах эмпирического исследования проблематизируется их роль в преобразовании городской среды. Креативные локальности определяются как новые самоорганизующиеся формы социального пространства, для которых характерны определенная локализация и специфическое социальное взаимодействие, провоцирующее креативные процессы. На основе качественных интервью с молодежью, включенной в креативные сообщества, уточняются сущностные характеристики креативных локальностей как социального феномена, выявляется потенциал их влияния на изменение городской среды как в физическом, так и в социальном плане, анализируются условия и риски для успешного развития городской креативной среды и проявления субъектности молодежи. Делается вывод о доминирующем значении самоорганизации и низовой инициативы в образовании и развитии креативных локальностей. Выявлено, что само их появление зависит от возможности активных субъектов-акторов собрать микрогруппу единомышленников, способных поддержать креативную идею, а их дальнейшее развитие – от эффективности «перекрестного» взаимодействия между различными креативными сообществами и достижения баланса между поддержкой извне (со стороны власти и бизнеса) и невмешательством в творческий процесс.