Диффузия социальной структуры современного капитализма как отражение формирования посткапиталистических тенденций
Колганов А. И.
Доктор экономический наук, профессор, заведующий Лабораторией сравнительного исследования социально- экономических систем экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия onaglo@mail.ru
ID статьи на сайте журнала:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-18-00508.
Колганов А. И. Диффузия социальной структуры современного капитализма как отражение формирования посткапиталистических тенденций // Социологические исследования. 2025. № 3. С. 132-144.
DOI 10.31857/S0132162525030119
Процессы размывания (диффузии) социальной структуры позднего капиталистического общества – симптомы развития посткапиталистических тенденций. Структура основных социальных классов в странах высокоразвитого капиталистического общества переживает в XXI в. большие сдвиги. Происходит дробление основных классов на все более узкие социально-профессиональные группы. Одновременно отмечаются как переплетение в рамках одной социально- профессиональной группы различных классовых характеристик, так и исполнение одними и теми же лицами разных социально- классовых функций. Формируются и такие тенденции, которые затрагивают многие социально- профессиональные группы, придавая им общие свойства. Характерно в этом смысле формирование прекариата – приобретение представителями различных социально- профессиональных групп такого общего свойства, как неустойчивость занятости и получаемых доходов. Но наиболее фундаментальные сдвиги в социальной структуре и в социальном положении различных социальных слоев капиталистического общества связаны с возрастанием роли творческой деятельности. Эта тенденция вызвана распространением современных сложных технологий, ростом знание интенсивности производства, потребностью капитала в поддержании высокой интенсивности инновационных процессов. Такие сдвиги ведут к формированию противоречий между условиями самореализации человека в творческой деятельности и теми узкими рамками, в которых эта деятельность подчинена интересам самовозрастания капитала. При этом значительная часть творческого потенциала используется в рамках «бесполезного сектора»: значительная часть «креативных индустрий» ориентирована на цели не человеческого развития, а манипуляции рынком и поведением потребителей для эффективного присвоения прибыли.