Профессиональное образование как ресурс адаптации молодежи:
динамика восприятия
Попова Е. С.
Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИЦС РАН, Москва, Россия espopova@isras.ru
ID статьи на сайте журнала:
Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 25-28-01014.
Попова Е. С. Профессиональное образование как ресурс адаптации молодежи: динамика восприятия // Социологические исследования. 2025. № 10. С. 65-79.
DOI 10.31857/S0132162525100061
Степень адаптированности молодежи, понимаемая как способность молодых людей интегрироваться в социальные институты (в частности, в сферу образования как институциональную систему), существенно различается у разных групп молодых россиян. На материалах общероссийского мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН (2016–2024 гг.) проанализирована динамика представлений молодых людей о роли образования как критерия успешности. Выявлены качественные различия в адаптационных стратегиях разных подгрупп молодежи, предложена типология адаптационных стратегий. Показан масштаб и возможные причины социально-культурного обесценивания профессионального образования у самой образованной части молодежи. Обнаружено сходство социально-психологических механизмов адаптации молодежи без профессионального образования и с высшим образованием. У адаптационного поведения обладателей квалификации специалистов среднего звена выявлена устойчивость, которая может быть связана как со спецификой их человеческого капитала, так и с высотой институциональных барьеров в реализации желаемого. Важными вехами смены тенденций в исследуемом периоде были 2020 и 2022 гг. В 2020 г. наблюдался резкий рост доли хорошо адаптированных среди молодых людей с высшим образованием, что может свидетельствовать о повышенной адаптивной способности данной группы к изменениям. Значимой тенденцией стало позитивное изменение показателей в группе без профессионального образования, где наблюдался рост доли средне адаптированных молодых людей за счет плохо адаптированных. Это может свидетельствовать о наличии внутренних ресурсов адаптации даже при отсутствии у молодых людей завершенного формального профобразования. Для периода 2022–2024 гг. выявлена тенденция к стабилизации показателей адаптированности. При этом сокращение группы плохо адаптированных во всех образовательных подгруппах свидетельствует об улучшении адаптационных ресурсов.
Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр.; ред. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007.
Возьмитель А. А. Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодежи // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 4. C. 67–86. DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.751.
Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный?: препринт WP3/2010/03. М.: ВШЭ, 2010.Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4–12. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1688.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 215–231. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.13.
Зудина А. А. «Поколение локдауна»: динамика молодежного рынка труда в условиях пандемии COVID‑19 // Мир России. Социология. Этнология. 2024. Вып. 33(2). С. 6–31. DOI: 10.17323/1811-038X‑2024-33-2-6-31.
Индикаторы образования. 2025 г. М.: НИУ ВШЭ, 2025.
Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Препринт серии WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2021.
Константиновский Д. Л., Попова Е. С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31. № 1. С. 6–24. DOI: 10.17323/1811-038X‑2022-31-1-6-24.
Попова Е. С. Планы и реальность в горизонте будущего: к вопросу о концептуализации понятий в анализе социального поведения // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 4. С. 106–123. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.4.6.
Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.
Российская молодежь в динамике десятилетий / Отв. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко и др. M.: ИС РАН, 2017.
Российское общество и вызовы времени. Кн. 8 / Под общ. ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: Весь мир, 2025.
Сушко П. Е. Социальное благополучие и социальная успешность российской молодежи // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29. № 3. С. 136–149. DOI: 10.19181/nko.2023.29.3.8.
Тихонова Н. Е. Значение жизненного успеха для россиян // Вопросы теоретической экономики. 2025. № 1(26). С. 93–112. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2025_1_93_112.
Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4. С. 11–43. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.536.
Черныш М. Ф. Институциональные основания неравенства в российском обществе // Мир России. 2021. Т. 30. № 3. С. 6–28. DOI: 10.17323/1811-038X‑2021-30-3-6-28.
Barg K. Educational Choice and Cultural Capital through the Lens of Social Stratification // Sociology. 2015. Vol. 49. No. 6. P. 1113–1132.
Buchmann M., Kriesi I. Transition to Adulthood in Europe // Annual Review of Sociology. 2011. Vol. 37. P. 481–503.
Coleman J. S. The Adolescent Society: The Social Life of Adolescents and Its Impact on Education. Westport, CT: Praeger, 1981.
Entwistle D. R., Alexander K. L. Beginning School Behavior and Educational Disparities among American Children // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 401–423.
Gerber T. P. Problems of Educational Stratification in Contemporary Russia // Sociology of Education. 2000. Vol. 73. No. 4. P. 219–246.
Hogan D. P., Astone N. M. Transition to Adultthood // Annual Review of Sociology. 1986. Vol. 12. P. 109–130.
Hollingshead A. B. Elmtown’s Youth – The Impact Of Social Classes On Adolescents. Case Pr., 2007.
Hwan K. D. The Role of Social Capital in Educational Inequalities // Development and Society. 2005. Vol. 34. No. 1. P. 147–167.
Schneider B. A. Educational Stratification and the Life Course // Sociological Focus. 2001. Vol. 34. No. 4. P. 463–466.
Shavit Y., Wösterbäcker K. Reforms and Expansion of Higher Education Opportunities in Italy // European Sociological Review. 1998. Vol. 14. No. 1. P. 33–47.


версия для печати