К вопросу об инициативности, самостоятельности, активности детей в современной России
Майорова-Щеглова С. Н.
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью Московского государственного психолого- педагогического университета, Москва, Россия sheglova-s@yandex.ru
Тетерский С. В.
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, Астрахань, Россия teterski@list.ru
ID статьи на сайте журнала:
Майорова-Щеглова С. Н., Тетерский С. В. К вопросу об инициативности, самостоятельности, активности детей в современной России // Социологические исследования. 2025. № 4. С. 117-122.
DOI 10.31857/S0132162525040104
Поводом для написания критического комментария послужила статья Гошина М.Е. и др., опубликованная в журнале «Социологические исследования» в № 3, 2024 г. Подвергается анализу и критике изучение «агентности» в отношении детей. Указывается на отсутствие четкого определения самого термина, неоднозначность русскоязычного восприятия иностранной лексической кальки, искусственность создания производных – «индекс агентности», «распаковка агентности». Отмечается игнорирование российской обширной междисциплинарной научной традиции изучения самостоятельности, активности детей, слабая обоснованность методологии и методики эмпирического исследования в детской среде, пропуск важных аспектов анализа условий и факторов формирования и воспитания субъектности, инициативности детей и подростков. Приводятся аргументы в пользу переноса в будущих исследованиях инициативности с индивидуалистической значимости на просоциальный вектор, излагается авторская позиция изучения социальной активности современного юного поколения России в рамках детского и молодежного движения.
Белоклоков С. В. Процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого- педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 49–62.
Гошин М. Е., Сорокин П. С., Григорьев Д. С. Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 106–121.
Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н. Г. Анализ отечественного опыта социально- значимой деятельности детских объединений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого- педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 99–104. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104.
Кученкова А. В., Майорова- Щеглова С. Н. Счастливое детство: поиск информативной системы признаков сквозь призму событийности // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 125–149.
Майорова- Щеглова С. Н. Социологический тезаурус: проблема заимствований и неологизмов // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 99–101.
Майорова- Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4 (126). С. 173–183.
Обучение служением / Под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М.: АВЦ, 2019.
Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. … д-р пед. наук. Тамбов, 2004.
Тетерский С. В., Воронцова Т. В., Измаилов А. И. Фундаментальные и прикладные исследования в области наук об образовании: обновление ценностей и смыслов // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 24–37.
Филипова А. Г., Бухтиярова И. Н., Скрыпникова Е. М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29. № 1. С. 147–155.
Филипова А. Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.