Взаимодействие поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки

Взаимодействие поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

Нархов Д. Ю.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. d_narkhov@mail.ru

DOI: 10.31857/S0132162525070099
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 25-18-00206.


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Нархов Д. Ю. Взаимодействие поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки // Социологические исследования. 2025. № 7. С. 94-109.
DOI 10.31857/S0132162525070099


Аннотация

Изучаются особенности взаимодействия поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки. Цель статьи – выявить характер взаимодействия между ними и его влияние на развитие университетского научного пространства. Рассматриваются содержательные и структурно-функциональные особенности этих общностей как субъектов университетской науки. Приводятся количественные характеристики поколенческих общностей научно-педагогических, административно-управленческих работников и студенчества. На материалах полуструктурированных интервью определяются противоречия между поколениями образовательных общностей в университетском научном пространстве и возможностью оптимизации отношений между ними. Делается вывод об особой значимости научных школ для развития университетского научного пространства и поколенческих образовательных общностей. Конкретными результатами проведенного исследования стали выявленные факторы влияния на состояние университетской науки: ресурсный потенциал вузовских поколений, сложившийся стиль их взаимодействия и взаимодействия вузовских структур (менеджерский или академический), организационная культура конкретных университетов, наличие каналов поколенческой, групповой и общностной коммуникации, инструментов коллективного сплочения (корпоративная культура, климат доверия).


Ключевые слова
поколенческие общности; образовательные общности; социальное взаимодействие; университетское научное пространство; развитие науки


Список литературы

Аблажей А. М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.

Амбарова П. А. Научное наставничество в высшем образовании: коммуникативный подход к интерпретации // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 40–51. DOI: 10.31857/S0132162525020044.

Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 56–75. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.3.3.

Амбарова П. А., Шаброва Н. В. и др. Научно- исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116.

Бабинцев В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35.

Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально- экономические науки. 2019. № 3. С. 65–75. DOI: 10.15593/2224–9354/2019.3.6.

Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Коростелева Н. А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26–33. DOI: 10.24158/tipor.2021.7.3.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023

Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10.

Дуракова И. Б., Майер Е. В. Успешность работников старших возрастов как вызов высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155.

Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2023.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно- педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2024.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019.

Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. DOI: 10.31857/S013216250014949-6.

Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136.

Литвинюк А. А., Шубенкова Е. В. и др. G-менеджмент в системе управления персоналом академической организации // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 161–174.

Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000.

Московчук Л. С. О проблеме поколений в науке // Информация – Коммуникация – Общество. 2013. Т. 1. С. 124–126.

Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30.

Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32–43. DOI: 10.31857/S013216250029335-1.

Попова И. П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. DOI: 10.31857/S013216250017245-2.

Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133.

Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.

Резник С. Д., Черниковская М. В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник КемГУ. Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2. С. 186–194. DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194.

Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005.

Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 28–38. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.

Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2018.

Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171–196. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.

Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66.

Юревич А. В. Четыре слагаемых мобилизации российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 2. С. 157–165. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.2.12.

Яницкий О. Н. Методология анализа динамики социальных систем // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 1. С. 82–95. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-7.

Cilliers E. J. The challenge of teaching generation Z. // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017. No. 3(1). P. 188–198. DOI: 10.20319/pijss.2017.31.188198

Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. N. Y.: Basic Books, 2021.

Meilani Y.-F.C.P., Tan J. D. et al. Motivating and Retaining Generation Z Faculty Members in Private Universities // Journal of Educational and Social Research. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 245. DOI: 10.36941/ jesr-2021–0022.

Polat S., Çelik Ç. Perspectives on Empowering Intergenerational Relations in Educational Organizations. IGI Global, 2023. DOI: 10.4018/978-1-6684-8888-1.

Soly N., Benny K. et al. Technological perspectives of education for generation Z and generation Alpha // Utkal Historical Research Journal. 2021. Vol. 34. No. 3: 153–64.

Stoyanova T., Markova M. Researching digitalization of the education: A case study of Bulgarian universities // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2022. Vol. 10. No. 1: 50–63. DOI: 10.9770/jesi.2022.10.1(2).

Strauss W., Howe N. The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: Morrow, 1991.

Содержание номера № 7, 2025