Структура причин жестких отказов в массовых телефонных опросах (на примере опросов о российско-украинском конфликте)

Структура причин жестких отказов в массовых телефонных опросах (на примере опросов о российско-украинском конфликте)


Звоновский В. Б.

доктор социологических наук, социолог Фонда социальных исследований, Самара, Россия. zvb@socio-fond.com

Ходыкин А. В.

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры социологии и психологии Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия. a.khodykin@socio-fond.com

Раскевич А. В.

студентка магистратуры Самарского университета им. Королева, Самара, Россия. a.raskevich@socio-fond.com

DOI: 10.31857/S0132162525090033
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В., Раскевич А. В. Структура причин жестких отказов в массовых телефонных опросах (на примере опросов о российско-украинском конфликте) // Социологические исследования. 2025. № 9. С. 23-33.
DOI 10.31857/S0132162525090033


Аннотация

В массовых телефонных опросах россиян на политическую тематику число категорических отказов стабильно в разы превышает количество успешно проведенных интервью. Это создает угрозу систематических смещений выборок, поэтому важно изучить структуру причин жестких отказов на материалах политических опросов. Для этого респондентам, категорически отказавшимся участвовать в опросе, задавали вопрос о причине их отказа. Такой вопрос задавался респондентам, получившим статус «жесткий отказ» при запросе согласия на интервью, в пяти волнах массовых телефонных опросов на тему российско-украинского конфликта, проводившихся в марте-июле 2022 г. (16479 жестких отказов). Хотя в разных волнах опроса частоты названных респондентами причин отказов значимо различаются, соотношение рангов их распространенности довольно стабильно, что свидетельствует о стабильности соотношения причин нежелания участвовать в опросе. Большинство неготовых участвовать, судя по их ответам, либо не задумывается о причинах своего нежелания проходить анкетирование, либо не артикулирует эти причины (в среднем по всем волнам 69,1%). Многие респонденты либо ссылаются на занятость (10,9%), либо не интересуются темой опроса или говорят о своей аполитичности (7,8%), либо опасаются участвовать в политических опросах (5,9%).


Ключевые слова
телефонные опросы; жесткие отказы; российско-украинский конфликт; смещения выборок; самоотбор респондентов


Список литературы

Андреенкова А. В. Щепетильные вопросы в межстрановых сравнительных опросах // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 55–64. DOI: 10.7868/S0132162517120066. [Andreenkova A. V. (2017) Sensitive Issues in Cross-Country Comparative Surveys. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 12: 55–64. DOI: 10.7868/S0132162517120066. (In Russ.)]

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В. Восприятие россиянами конфликта с Украиной: проверка гипотезы «спирали молчания» // Социологические исследования. 2023а. № 11. С. 38–50. DOI: 10.31857/ S013216250028531‑7. [Zvonovsky V. B., Khodykin A. V. (2023а) Russians' Perception of the Conflict with Ukraine: Testing the "Spiral of Silence" Hypothesis. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 11: 38–50. DOI: 10.31857/S013216250028531‑7. (In Russ.)]

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В. Стратегии адаптации сторонников и противников спецоперации к жизни в ее условиях (на примере жителей Самарской области) // Социологический журнал. 2023б. Т. 29. № 1. С. 8–35. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.1. [Zvonovsky V. B., Khodykin A. V. (2023b) Strategies for Adapting Supporters and Opponents of the Special Operation to Life in its Conditions (Using the Example of Residents of the Samara Region). Sociologicheskii zhurnal [Russian Sociological Journal]. T. 29. No. 1: 8–35. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.1. (In Russ.)]

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В. Российское общественное мнение в условиях военного конфликта 2022–2023 гг. Chişinău: Historical Expertise, 2024. [Zvonovsky V. B., Khodykin A. V. (2024) Russian Public Opinion in the Context of the Military Conflict of 2022–2023. Chişinău: Historical Expertise. (In Russ.)]

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В. и др. Проявления сенситивности темы российско-украинского конфликта в массовых телефонных опросах россиян: анализ аудиозаписей интервью // Вестник общественного мнения. 2024. № 1 (135). С. 19–36. [Zvonovsky V. B., Khodykin A. V. et al. (2024) Manifestations of the Sensitivity of the Topic of the Russian-Ukrainian
Conflict in Mass Telephone Surveys of Russians: Analysis of Audio Recordings of Interviews. Vestnik obshchestvennogo mneniya [Bulletin of Public Opinion]. No. 1(135): 19–36. (In Russ.)]

Звоновский В. Б., Ходыкин А. В., Раскевич А. В. Причины досрочного прекращения интервью по инициативе респондента в массовых всероссийских опросах на тему российско-украинского конфликта // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 3. С. 31–60. DOI: 10.19181/socjour.2024.30.3.2. [Zvonovsky V. B., Khodykin A. V., Raskevich A. V. (2024) Reasons for Prematurely Terminating an Interview by Respondents in National Polls Regarding the Russian-Ukrainian Conflict. Sociologicheskii zhurnal [Russian Sociological Journal]. Vol. 30. No. 3: 31–60. DOI: 10.19181/socjour.2024.30.3.2. (In Russ.)]

Andreenkova A. V., Javeline D. (2018) Sensitive Questions in Comparative Surveys. In: Comparative Survey Methods: Multinational, Multiregional and Multicultural Contexts (3MC). Ed. by P. Johnson, B.-E. Pennell, I.A.L. Stoop, B. Dorer. John Wiley & Sons, Inc.: 139–160.

Berg N. (2005) Non-Response Bias. In: Encyclopedia of Social Measurement Ed. by K. Kempf-Leonard. Vol. 2: 865–873.

Frye T., Gehlbach S. et al. (2016) Is Putin’s Popularity Real? Post-Soviet Affairs. Vol. 33. No. 1: 1–15. DOI: 10.1080/1060586X.2016.1144334.

Groves R. M., Couper M. P. (2012) Nonresponse in Household Surveys. John Wiley & Sons.

Heckman J. J. (1979) Sample Selection Bias as a Specification Error. Econometrica. No. 47: 153–161.Kalinin K. (2016) The Social Desirability Bias in Autocrat’s Electoral Ratings: Evidence from the 2012 Russian Presidential Elections. Journal of Elections, Public Opinion and Parties. Vol. 26. No. 2: 191–211. DOI: 10.1080/17457289.2016.1150284.

McNeeley S. (2012) Sensitive Issues in Surveys: Reducing Refusals While Increasing Reliability and Quality of Responses to Sensitive Survey Items. In: Handbook of Survey Methodology for the Social Sciences. Ed. by L. Gideon. Springer, New York. DOI: 10.1007/978‑1‑4614‑3876‑2_22.

Reisinger W. M., Zaloznaya M., Woo B. D. (2023) Fear of Punishment as a Driver of Survey Misreporting and Item Non-Response in Russia and its Neighbors, Post-Soviet Affairs. Vol. 39. No. 1–2: 49–59. DOI: 10.1080/1060586X.2022.2150490.

Robertson G. B. (2017) Political Orientation, Information and Perceptions of Election Fraud: Evidence from Russia. British Journal of Political Science. Vol. 47. No. 4: 789–811.

Stoop I. A.L. (2005) The Hunt for the Last Respondent: Nonresponse in Sample Surveys. Amsterdam: Aksant Academic.

Tkachenko A., Vyrskaia M. (2025) Public Opinion and Casualties in Wartime Censorship. URL: https://ssrn. com/abstract=5160862 (accessed: 18.08.2025).

Vyrskaia M., Tkachenko A., Martynova N. (2025). Want to be Heard: Survey Participation in Russia before and during the War. Post-Soviet Affairs, 1–18 (accessed: 25.09.2025).

Yan T. (2021) Consequences of Asking Sensitive Questions in Surveys. Annual Review of Statistics and its Application. Vol. 8. No. 1: 109–127.

Содержание номера № 9, 2025