Аудитория цифрового медиапространства: социологическая концептуализация

Аудитория цифрового медиапространства:
социологическая концептуализация


Коломиец В. П.

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия vikkolomiets@yandex.ru

DOI: 10.31857/S0132162525100027
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Коломиец В. П. Аудитория цифрового медиапространства: социологическая концептуализация // Социологические исследования. 2025. № 10. С. 15-30.
DOI 10.31857/S0132162525100027


Аннотация

Рассматривается ситуация, сложившаяся на данный момент в исследованиях аудитории средств массовой коммуникации, когда на рынке коммуникационных услуг наряду с традиционными СМИ широко представлены новые медиа, тесно связанные с развитием цифровых технологий. Цифровые коммуникационные практики ломают сложившиеся представления об аудитории, бросают вызов исследователям аудитории, ставя под сомнение ее существование. Автор отстаивает тезис о сохранении аудитории в современном медиапространстве, раскрывает ее разнообразие и предлагает определенную эпистемологию, которая охватывает как традиционные представления об аудитории СМИ, так и инновационные модели ее фиксации и интерпретации. Наряду с этим автор выводит «аудиторию» как концепт за пределы коммуникационных практик и использует его для анализа общественных процессов, связанных с медиатизацией современного общества, наполняя новым содержанием «социологию аудитории», которая с помощью социологического знания позволяет изучать то, как люди сталкиваются со СМИ, как они их используют и как это влияет на них.


Ключевые слова
медиатизация; СМИ; массовая коммуникация; медиа; медиакоммуникация; аудитория


Список литературы

Бакулев Т. П. Измерение аудитории спутниково-кабельного телевидения в Западной Европе // Социологические исследования. 1990. № 10. С. 110–117.

Бережная М. А. Фрагментация в аудиовизуальном медиапространстве: Интегративные ресурсы ТВ // Век информации. 2016. № 1. С. 132–140.

Вартанова Е. Л. Современный медиабизнес и фрагментирующая аудитория // Медиаскоп, (электронный журнал). 2006. № 1. URL: http://mediascope7.mediascope.ru/?q=node/183 (дата обращения: 17.08.2025).

Вьюгина Д. М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп (электронный журнал). 2017. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 17.08.2025).

Дмитриев А. Н. Опыт сотрудничества П. Лазарсфельда и Т. Адорно в исследовании массовой коммуникации // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 151–158.

Ильмухин В. Н. Социологический анализ практики медиапотребления: виды и методы исследований // Вестник РУДН. Социология. 2016. Т. 16. № 2. С. 270–284.

Кириллина Н. В. Фрагментация аудитории медиа: от глобальной деревни к глобальному театру // Коммуникология. 2022. Т. 10. № 2. С. 170–179.

Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14. DOI: 10.7868/S0132162517060010..

Кораблева Г. Б., Горелов С. В. Методологические проблемы социологической концептуализации понятия аудитория СМИ // Вестник СургГПУ. 2015. № 2. С. 44–49.

Логунова О. С. Концепции определения и измерения интернет-аудитории // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 2. С. 230–246.

Михайлова Е. В. Практики медиатизации потребления в современном русскоязычном YouTube // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 1. С. 66–75.

Морозова А. А., Арсентьева А. Д. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере массмедиа: мнение российской аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2. С. 150–158.

Назаров М. М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116–126.

Назаров М. М. Измерения аудитории ТВ в современной мультикультурной среде (практика зарубежных рынков) М.: НИПКЦ Восход-А, 2015.

Назаров М. М. Медиа: аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. М.: Ленанд, 2023.

Назаров М. М. Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 108–124. DOI:???.

Ольховников А. В., Уварова А. А. Типология телевизионной аудитории // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 99–103.

Полуэхтова И. А. Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 66–77.

Полуэхтова И. А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп (электронный журнал). 2016. № 4. URL:???

Полуэхтова И. А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: Видео Интернешнл, 2010.

Полуэхтова И. А. Телевидение и его аудитория в эпоху интернета. 2‐е изд., перераб. и доп. М.: МосГУ, 2023.

Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность: сб ст. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1973.

Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971.

Шариков А В. Закономерности миграций телевизионной аудитории // Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 12. С. 193–215.

Шариков А. В. Закономерности поведения российской аудитории Интернета. // Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе: сб. мат. М.: МЦБС, 2014. С. 198–207.

Шариков А. В. На пути к построению общей теории аудитории // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. М.: РОС, 2012. С. 965–973.

Шариков А. В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994–96 гг.) // Мир России: Социология. Этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79–106.

Шариков А. В. Трансформация понятия “аудитория СМК” в отечественных научных публикациях // Медиаальманах. 2018. № 2. С. 18–26.

Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765– 2000) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 99–115.

van Alstyne M., Brynjolfsson E. Global village or cyperbalkans: Modeling and measuring the integration of electronic communities // Management Science. 2005. Vol. 51. P. 851–868.

Anand N., Peterson R. A. When market information constitutes fields: Sensemaking of markets in the commercial music industry // Organization Science. 2000. Vol. 11. No 3. P. 270–284.

Anderson C. The long tail: Why the Future of Business Is Selling Less of More. N. Y.: Hyperion, 2006.

Ang I. Desperately seeking the audience. L.: Routledge, 1996.

Erni J. Where is the” audience?”: Discerning the (impossible) subject // Journal of Communication Inquiry.1989. Vol. 13. No. 2. P. 30–42.

Esquenazi. J.-P. Sociologie des publics. P.: Éd. La Découverte, Coll. Repères, 2003.

Fuchs C. Dallas Smythe Today – The Audience Commodity, the Digital Labour Debate, Marxist Political Economy and Critical Theory. Prolegomena to a Digital Labour Theory of Value. triple C // Communication, Capitalism & Critique. 2012. Vol. 10. No. 2. P. 692–740.

Hepp A. Agency, social relations, and order: Media sociology’s shift into the digital // Article in Communications. March 2022. URL: https://www.researchgate.net/publication/359108928 (дата обращения: 25.08.2025).

Hessler J. Peoplemeter. Technologies and the Biometric Turn in Audience Measurement // Television & New Media. 2021. Vol. 22. No. 4. P. 400–419. DOI:???.

Jansson A. The Mediatization of Consumption Towards an analytical framework of image culture // Journal of Consumer Culture. 2002. Vol. 2. Iss. 1. P. 5–31.

Kurtz E. Why Sociology Abandoned Communication // The American Sociologist. 2009. Vol. 40. P. 167–174.

Livingstone S. “The Challenge of Changing Audiences: Or, What Is the Audience Researcher to Do in the Age of the Internet?” // European Journal of Communication. 2004. March. Vol. 19(1). P. 75–86.

Livingstone S. The participation paradigm in audience research. // Communication Review. 2013. Vol. 16(1– 2). P. 21–30.

Livingstone S., Das R. The End of Audiences? Theoretical echoes of reception amidst the uncertainties of use // Hartley J., Burgess J., Bruns A. (eds) Blackwell Companion to New Media Dynamics. Oxford: Blackwell, 2013. P. 104–121.

Lunt P., Livingstone S. Is ‘mediatization’ the new paradigm for our field? // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38(3). P. 462–470).

Napoli Ph. Audience economics: media institutions and the audience marketplace. N. Y.: Columbia University Press, 2003.

Napoli Ph. The Audience as Product, Consumer, and Producer in the Contemporary Media

Marketplace. // Ferrell G., Gregory L. et al. Managing media firms and industries: What’s so special about media management? 2015. January. P. 261–275.

Orgad S. The Sociological Imagination and Media Studies in Neoliberal Times // Television & New Media. 2020. Vol. 21. No. 6. P. 635–641.

Pooley J., Katz E. Further Notes on Why American Sociology Abandoned Mass Communication Research // Journal of Communication. 2008. No. 58. P. 767–786.

Prior M. Any good news in soft news? The impact of soft news preference on political knowledge. 2003. April. P. 149–171. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Any-Good-Newsin-Soft-News-The-Impact-of-Soft-News-Prior/c5100990baaa0650803134251e3f3db5222e63d2 (дата обращения: 25.08.2025).

Silvio W. Media Sociology // Jensen K. B., Craig R. T. et al. The International Encyclopedia of Communication Theory and Philosophy. John Wiley & Sons, 2016. URL: https://www.academia.edu/31025213/Media_ sociology (дата обращения: 25.08.2025).

Smythe D. Communications: Blindspot of Western Marxism // Canadian Journal of Political and Social Theory. 1977. No. 1(3). P. 1–27.Webster J. G., Ksiazek T. B. “The dynamics of audience fragmentation: Public attention in an age of digital media” // Journal of Communication. 2012. Vol. 62. P. 39–56.

Webster J. G. Beneath the veneer of fragmentation: Television audience polarization in a multichannel world // Journal of Communication, 2005. Vol. 55(2). P. 366–382.

Содержание номера № 10, 2025