Цифровой офис или маркетплейс? Как жители регионов России используют Интернет

Цифровой офис или маркетплейс? Как жители регионов России используют Интернет


Андрианова Е. В.

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия e.v.andrianova@utmn.ru

Ромашкина Г. Ф.

Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. g.f.romashkina@utmn.ru

Худякова М. В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. m. v.khudyakova@utmn.ru

DOI: 10.7868/S3034577X25110075
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Андрианова Е. В., Ромашкина Г. Ф., Худякова М. В. Цифровой офис или маркетплейс? Как жители регионов России используют Интернет // Социологические исследования. 2025. № 11. С. 77-92.
DOI 10.7868/S3034577X25110075


Аннотация

Статья написана на данных опроса, проведенного в семи регионах России, и обращается к существенным различиям в интернет-активности жителей. Результаты показывают, что, несмотря на широкую доступность цифровых технологий, сохраняется культурно обусловленное цифровое неравенство, которое воспроизводится через различия в мотивации и целях использования Интернета. Авторы обсуждают социокультурные факторы, уделяя внимание роли образования, цифровых компетенций и ценностных ориентаций в формировании действий пользователей. Выявлено, что потребительская активность в цифровой среде преобладает над производительной, и именно включенность в потребление является источником рисков. На основе кластерного анализа обоснованы шесть типов интернет-активности, характеризующих такие группы, как: «невовлеченные», «пассивные традиционалисты», «вовлеченные в потребление», «вовлеченные в общение», «активные пользователи», «активные работники». Статья вносит вклад в дискуссию о современном цифровом неравенстве и предлагает рекомендации для снижения его негативных последствий.


Ключевые слова
интернет- активность; культурный капитал; цифровой капитал; неравенство; социологический опрос


Список литературы

Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Сост. и отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016.

Беляева Л. А., Шабунова А. А., Когай Е. А. Социокультурная эволюция постсоветской России: результаты исследовательской программы // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 135–141. DOI: 10.31857/S013216250016860-9.

Валиахметов Р. М., Туракаев М. С. Социальное благополучие жителей регионов России как фактор миграционного потенциала местного населения // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Т. 20. № 4. С. 629–644. DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_4_11_629_644.

Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 3–29. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329.

Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в компьютерной пропаганде: серфинг на информационной волне коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6(160). С. 329–356. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1762.

Гужавина Т. А. Новые цифровые практики как внешний эффект социального капитала // Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 4. С. 95–109. DOI: 10.14258/ssi(2021)4–06.

Епихина Ю. Б. Городские различия в использовании технологий и онлайн-практиках // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН. 2024. С. 281–306. DOI: 10.19181/ezheg.2024.11.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 28–36.

Лапин Н. И., Беляева Л. А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация 2010). М.: ИФ РАН, 2010.

Латов Ю. В., Тихонова Н. Е. Новое общество – новый ресурс – новый класс? (К 60‑летию теории человеческого капитала) // Terra Economicus. 2021. № 19(2). С. 6–27. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-2-6-27.

Перминова Ю. В. Теория культурного капитала // Человек. Культура. Образование. 2023. № 4. С. 26– 40. DOI: 10.34130/2233-1277-2023-4-26.

Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. М.: Акрополь. 2022.

Ромашкина Г. Ф., Худякова М. В. Социологический анализ факторов и ресурсов человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 232–251. DOI: 10.15838/esc.2020.6.72.14.

Ромашкина Г. Ф., Хузяхметов Р. Р. Риски интернет-зависимости: структура и особенности восприятия // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 8. С. 108–134. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-8-108-134.

Социокультурная эволюция России: 30 лет исследований / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой, А. А. Шабуновой. М.: Весь Мир. 2022.

Титор С. Е. Роль сети «Интернет» в современной жизни детей и подростков: анализ социологического опроса // Вестник университета. 2023. № 1. С. 213–221. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-1-213-221.

Фазульянова С. Н., Логинова И. А., Яковлев А. В. Компетентность жителей Самарской области в вопросах кибербезопасности: опыт социологического измерения // Социология. 2023. № 2. С. 40–48.

Bourdieu P. Ökonomisches Kapital, kulturelles Kapital, soziales Kapital // Soziale Ungleichheiten: Sonderband 2 der «Sozialen Welt» / Kreckel R. (Hrsg.). Göttingen, 1983. S. 183–196.

Collins R. On the microfoundations of macrosociology // American Journal of Sociology. 1981. Vol. 86. No. 5. Р. 984–1014.

van Deursen A. J.A.M., Helsper E. J. The Third-Level Digital Divide: Who Benefits Most from Being Online? // Communication and Information Technologies Annual. Vol. 10. Leeds: Emerald Group Publishing Limited, 2015. Р. 29–52.

van Dijk J. The Deepening Divide: Inequality in the Information Society. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2005.

Drabowicz T. Social theory of internet use: Corroboration or rejection among the digital natives? Correspondence analysis of adolescents in two societies // Computers & Education. 2017. Vol. 105(1). Р. 57–67.

Ignatow G., Robinson L. Pierre Bourdieu: theorizing the digital // Information, Communication & Society. 2017. Vol. 20. No. 7. Р. 950–966. DOI: 10.1080/1369118X.2017.1301519.

Norris P. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

Ragnedda M., Ruiu M. L., Addeo F. Measuring digital capital: An empirical investigation // New Media & Society. 2020. Vol. 22(5). Р. 793–816.

Содержание номера № 11, 2025