Маркс в университете 3.0?
Чепуренко А. Ю.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии, руководитель департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия achepurenko@hse.ru
Чепуренко А. Ю. Маркс в университете 3.0? // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 26-34.
DOI 10.7868/S0132162518050033
В статье с позиций теории Маркса в «Капитале» проанализировано социально-экономическое содержание изменений в системе высшего образования в рамках становления так называемого «академического капитализма». Показано, что основной агент академического капитализма – университет 3.0 – есть по существу крупная капиталистическая корпорация. Её становление знаменует превращение формального подчинения академического труда капиталу в реальное. Рассмотрены его основные признаки. Автор отмечает, что российское высшее образование пока в меньшей степени затронуто этим процессом, чем в развитых странах Запада, и страдает скорее от наследия прошлого, чем от тенденций превращения высшего образования в сферу реального подчинения труда капиталу. Сформулированы некоторые подходы, которые могут позволить отечественным вузам встроиться в современные тренды развития.
Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: ВШЭ, 2011.
Маркс К. Капитал, т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. М.: Госполитиздат, 1960.
Маркс К. Экономическая рукопись 1861–1863 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 48. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1973.
Неборский Е.В. От классической к постклассической парадигме высшего образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 35–41.
Пикетти Т. Капитал в ХХI веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
Altbach P.G. (ed.) The Decline of the Guru: The Academic Profession in Developing and Middle-Income Countries, New York: Palgrave/MacMillan, 2003.
Duflo E. Expérience, science et lutte contre la pauvreté. Paris: Fayard, 2009.
Froumin I., Kuzminov Y.I., Semyonov D. Institutional diversity in Russian higher education: revolutions and evolution // European Journal of Higher Education. 2014. Vol. 4. No. 3. P. 209–234.
Scott P. The Academic Profession in a Knowledge Society // The Formative Years of Scholars / Ed. by U. Teichler. London: Portland Press, 2006. P. 19–30.
Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 1997.
Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State, and Higher Education. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2004.
Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Cheltenham: Edward Elgar, 2009.
Yudkevich M.M. Leading Universities in Russia: From teaching to Research Excellence // Journal of International Higher Education. 2013. Vol. 6. No. 3. P. 113–116.