Нищета философии. Маркс встречается с Бурдьё
Буравой М.
Профессор Калифорнийского университета в Беркли (США), президент Американской социологической ассоциации (2003–2004), президент международной социологической ассоциации (2010–2014), гл. редактор журнала «Global Dialogue» burawoy@berkeley.edu
Буравой М. Нищета философии. Маркс встречается с Бурдьё // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 56-73.
DOI 10.7868/S0132162518050069
Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе, намеченной нами лишь в некоторых ее фазах, эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя. Защищаемые ею интересы становятся классовыми интересами. Но борьба класса против класса есть борьба политическая [Маркс, 1847. Нищета философии. Соч., Т. 4: 183]. Исторический успех марксовой теории, первой социальной теории, претендовавшей на научный статус, которая столь полно реализовала свой потенциал в социальном мире, способствует тому, что теория социального мира, наименее способная интегрировать эффект теории – который она более, чем какаялибо иная, сотворила – бесспорно является самым мощным препятствием для прогресса адекватной теории социального мира, в которую она – в ушедшие времена – внесла больший вклад, чем любая другая [Bourdieu, 1991(1984)].