Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников
Ростовцева Л. И.
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Тула, Россия. rostovtsevali@mail.ru
Гельфонд М. Л.
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Тула, Россия. mlgelfond@gmail.com
Мирошина Е. Ю.
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Тула, Россия. Evgeniya-1808@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Ростовцева Л. И., Гельфонд М. Л., Мирошина Е. Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75-83.
DOI 10.31857/S013216250006163-2
Статья излагает результаты проведенного в 2017 г. опроса тульских старше классников и экспертов о патриотическом воспитании в современных условиях. Сделан вывод, что ранее преобладающее военно-патриотическое воспитание уходит на задний план, уступая место в представлениях как воспитателей, так и воспитанников другим формам. Доля тех школьников, кто не считает себя безусловным патриотом, остается неизменной в России более десятилетия на уровне порядка трети. Среди формирующих патриотизм факторов в представлениях школьников лидирует «история предков и рода». Такое акцентирование традиционалистского (ориентированного на прошлое) подхода к патриотизму может, с одной стороны, способствовать сохранению исторического опыта, необходимого для национальной самоидентификации, с другой – проблематизации патриотического воспитания нерусских россиян и граждан с более модернизированным сознанием. Выявленные особенности ментальности современной молодежи заставляют задуматься о необходимости развития патриотизма, ориентированного не только на «славное прошлое», но также на успешное настоящее и перспективное будущее.
Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е., Фантров П.П. Традиционные духовно-нравственные ценности в ассоциациях учащейся молодежи Волгоградской области // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 146–151.
Магарил С.А. Смыслы патриотизма: исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 142–151.
Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 97–103.
Российская молодежь: проблемы и решения. М.: ЦСП, 2005.
Ростовцева Л.И. «По принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно…» // Военно-исторический журнал Министерства обороны Российской Федерации. 2017. № 12. С. 74–78.
Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотизм в сознании современной молодежи // Философия хозяйства. 2019. № 1. С. 206–215.
Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44–54.
Смирнова Г.Е. Британский опыт дискуссии второй половины XVIII века как модель формирования национальной идентичности // Мова і культура. 2011. Вип. 14. Т. 4. С. 119–125. URL: https://docplayer.ru/ 26743063-Udk-smirnova-g-e-moskva-rossiya.html (дата обращения: 18.05.2019).
Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67–74.
Цветкова И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 45–51.
Шилов В.В. СССР глазами молодежи индустриального города // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 146–149.
Юревич А.В. Психологическая многогранность патриотизма // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 6. С. 86–94.