Макс Вебер о роли протестантизма в становлении гражданской политической культуры в США
Швинн Т.
Доктор социологии и политических наук, профессор общей социологии, директор Института социологии Макса Вебера, Университет Гейдельберга, Гейдельберг, Германия Thomas.schwinn@soziologie.uni-heidelberg.de
ID статьи на сайте журнала:
Швинн Т. Макс Вебер о роли протестантизма в становлении гражданской политической культуры в США // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 42-50.
DOI 10.31857/S013216250009648-5
Макс Вебер в работе «Протестантские секты и дух капитализма» (1906) охарактеризовал общины пуританских иммигрантов как один из истоков формирования американской культуры социальных, деловых и политических отношений. В США не существовало государственной церкви и не возникало монополии в духовной области, а принадлежность человека к протестантской секте часто выступала неформальным удостоверением его нравственной и деловой добропорядочности. Религиозные представления переселенцев из Европы об их миссии в построении Царства Божьего на территориях североамериканских штатов трансформировались в идеологию интеграции новой нации. Аскетическая хозяйственная этика пуританства и индивидуалистический, антиавторитарный и демократический характер протестантских общин передавались политическим институтам США, что благоприятствовало утверждению в американском обществе демократии и федерализма.
Casanova J. (2008) Public Religions Revisited. In: de Vries H. Religion. Beyond a Concept. New York: Fordham University Press: 101–119.
Eisenstadt S.N. (2011) Die Vielfalt der Moderne. 3. Aufl. [The Diversity of Modernity. 3d ed.] Weilerswist: Velbrück Wissenschaft. (In Germ.).
Hecht M. (1998) Modernität und Bürgerlichkeit [Modernity and Civility]. Berlin: Duncker & Humboldt. (In Germ.)
Heideking J. (2002) Fragment of Europe or Historical Innovation? The Emergence of Modernity in the United States after independence. In: Roniger L., Weismann L.H. (eds) Globality and Multiple Modernities. Comparative North American and Latin American Perspectives. Brighton; Portland: Sussex: 66–78.
Höllinger F. (1996) Volksreligion und Herrschaftskirche. Die Wurzeln religiösen Verhaltens in westlichen Gesellschaften [Popular Religion and Dominant Church. The Roots of Religious Behavior in Western Societies]. Opladen: Leske + Budrich. (In Germ.)
Kamphausen G. (1991) Das Bekenntnis zur Selbst-Evidenz. Über das Verhältnis von Politik und Religion in den Vereinigten Staaten von Amerika [The Commitment to Self-evidence. On the Relationship between Politics and Religion in the United States of America]. In: Thomas H. (Hg.) Amerika – eine Hoffnung, zwei Visionen [America – One Hope, Two Visions]. Herford: Busse + Seewald: 251–276. (In Germ.)
Kamphausen G. (1990) ”Ideengeschichtliche Ursprünge und Einflüsse“ [“Origins and Influences in the History of Ideas”]. In: Adams W.P. et al. (Hrsg.) Länderbericht USA I [Country Report USA I] Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung: 219–238. (In Germ.)
Loader C., Alexander J.C. (1985) Max Weber on Churches and Sects in North America. An Alternative Path toward Rationalization. Sociological Theory. No. 3: 66–78.
Mommsen W. (1974) Max Weber. Gesellschaft, Politik und Geschichte [Max Weber. Society, Politics and History]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. (In Germ.)
Offe C. (2004) Selbstbetrachtung aus der Ferne. Tocqueville, Weber und Adorno in den Vereinigten Staaten [Outside Observation. Tocqueville, Weber and Adorno in the United States]. Frankfurt a. M.: Suhrkamp. (In Germ.)
Ostendorf B. (2010) Die historische Ursache der religiösen Vielfalt in den USA [The Historical Cause of Religious Diversity in the USA]. In: Reder M., Rugel M. (Hrsg.) Religion und die umstrittene Moderne [Religion and the Controversial Modern Age]. Stuttgart: Kohlkammer: 66–88. (In Germ.)
Ostendorf B., Levine P. (1990) Die amerikanische Definition von Kultur und die Definition der amerikanischen Kultur [The American Definition of Culture and Definition of American Culture]. In: Adams W.P. et al. (Hrsg.) Länderbericht USA II [Country Report USA II]. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung: 449–458. (In Germ.)
Riesebrodt M. (1990) Der protestantische Rahmen [The Protestant Framework]. In: Adams W.P. et al. (Hrsg.) Länderbericht USA II [Country Report USA II]. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung: 469–485. (In Germ.)
Schwinn T. (2013) Zur Neubestimmung des Verhältnisses von Religion und Moderne. Säkularisierung, Differenzierung und multiple Modernitäten [On the Redefinition of the Relationship between Religion and Modernity]. In: Wolf C., König M. (Hrsg.) Religion und Gesellschaft. Sonderheft 53 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie (KZfSS) [Religion and Society. Special Iss. 53 of KZfSS]. Wiesbaden: Springer: 73–97. (In Germ.)
Torpey J. (2009) The Problem of “American Exceptionalism” Revisited. Journal of Classical Sociology. No. 9: 143–168.
Weber M. (1978) Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. Band 1. 7. Aufl. [Collected Essays in the Sociology of Religion. Vol. 1. 7th ed.]. Tübingen: C.B. Mohr (Paul Siebeck). (In Germ.)
Winkler H.A. (2009) Geschichte des Westens. Von der Aufklärung in der Antike bis zum 20. Jahrhundert [History of the West. From the Enlightenment in Antiquity to the 20th Century]. München: Beck. (In Germ.)