Российская идентичность на православно-исламском пограничье
Рыжова С. В.
Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Silica2@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00241.
Рыжова С. В. Российская идентичность на православно-исламском пограничье // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 51-61.
DOI 10.31857/S013216250010566-5
В статье анализируются тренды формирования российской идентичности в различных этноконфессиональных средах. Особое внимание уделяется Республикам Татарстан и Башкортостан, рассматриваемым как пространства «плотного» православно-исламского культурного пограничья, где создается диалог двух наиболее заметных в публичном поле России религиозных традиций с высокой значимостью соответствующих этноконфессиональных идентичностей. Отмечается, что православный дискурс закрепляет русскую этничность в качестве основы российской идентичности, а мусульманский стремится к иным моделям ее определения. Сложившиеся этноконфессиональные границы не мешают формированию в данных регионах единого поля межкультурной интеграции. Признание со стороны общества вклада исламской традиции в формирование российского государства и включение в российскую репрезентативную культуру исламских культурных элементов могло бы способствовать актуализации российской идентичности автохтонных мусульман. В то же время спонтанное встраивание исламской культурной компоненты в общероссийскую репрезентативную культуру сдерживается общественными опасениями, связанными с риском возможной радикализации и политизации ислама.
Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Русские мусульмане в поле российской идентичности // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 7 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 289–303.
Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100–115. DOI: 10.17976/ jpps/2018.05.09.
Кашаф Ш.Р. Конструирование национальной идентичности в немусульманских политиях: роль исламских религиозных институтов // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 1. С. 103–118. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-1-103-118.
Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными // Полис. Политические исследования. 2008. № 4. С. 8–26.
Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества: [монография] / Отв. ред. Л.М. Дробижева; Институт социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2016.
Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / [М.К. Горшков и др.]; отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М.: Весь Мир, 2015.
Рыжова С.В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 49–58. DOI: 10.31857/S013216250004006-9.
Социальная доктрина российских мусульман. М.: Издательский дом «Алтын Мирас», 2017.
Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 93–120.
Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 4. С. 408–412. DOI: 10.31857/S0869-5873894408-412.
Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А. Особенности становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН. 2006. C.132–140.
Barth F. Introduction // Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Oslo; Bergen; Tromso: Universitetforlaget, 1998. P. 9–38.
Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Worchel S., Austin V.G. (eds) Psychology of Intergroup Relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24.