Пределы возможностей доктринальной идентификации религиозной группы – на примере двух религиозных сообществ в Прикамье

Пределы возможностей доктринальной идентификации религиозной группы – на примере двух религиозных сообществ в Прикамье


Рязанова С. В.

доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований – филиала ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Россия svet-ryazanova@yandex.ru

DOI: 10.31857/S0132162524040066
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Рязанова С. В. Пределы возможностей доктринальной идентификации религиозной группы – на примере двух религиозных сообществ в Прикамье // Социологические исследования. 2024. № 4. С. 60-72.
DOI 10.31857/S0132162524040066



Аннотация

Текст посвящен проблеме идентификации новых религиозных групп, что связано с гетерогенностью конфессиональной сферы и ее постоянными изменениями. Объектами исследования стали локальные религиозные сообщества с коротким сроком существования. В качестве источников для исследования были использованы аудиозаписи семинаров, проводимых в одной из групп, материалы интервью и включенных наблюдений, фотографии и видеозаписи, личные беседы и переписка с бывшими членами группы. Основной проблемой исследования стал поиск оснований для идентификации группы в системе религий. На основе высказываний лидеров групп, изучения религиозных нарративов и культовой практики были определены возможности идентификации. Анализ показал недостаточность самоидентичности и культовой деятельности для установления религиозной идентичности общины. Было установлено, что декларируемая группами принадлежность к христианской традиции формальна и исчерпывается традиционными образами и сюжетами. Оба учения содержат значительную долю элементов других религий, особенно в терминологическом аспекте, широко используют мифологические принципы описания мира, допускают существование магических практик. Использование нерелигиозных методик и видов деятельности в сочетании со светской терминологией заставляет сделать вывод о том, что эти группы нельзя определить как только религиозные. Они занимают пограничное положение в социальном пространстве и предлагают новые модели консолидации людей.


Ключевые слова
новые религиозные группы; проблема идентификации; самоидентификация; культовая практика; доктрина


Список литературы

Афанасенко Я.А. Социально-философский анализ становления новой религии. Дисс. … канд. филос. н. Пермь, 2000.

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984.

Баркер А.В. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997.

Горюнов Д.В. К социокультурной адаптации новых религиозных организаций // Вопросы культурологии. 2021. № 5. С. 387–392.

Горюнов Д.В. Новые религии в пространстве города Перми // Современный город: власть, управление, экономика. 2018. Т. 1. С. 181–189.

Горюнов Д.В. Эволюция и адаптация новых религиозных организаций в пермском регионе // Проблемы гражданского единства российской нации. Мат. к Межд. науч.-практ. конф. / Отв. ред. М.Г. Писманик. Пермь, 2016. С. 215–221.

Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Сб. ст. / Под ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб: ЕУ в СПб., 2015.

Религиозные практики в современной России. Сб. ст. / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое изд во, 2006.

Рязанова С.В. «Народное богословие» в церкви «Семья божия»: сюжеты, образы, мифы // Вестник ПНИПУ. 2019. № 1. С. 85–100.

Рязанова С.В. Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирова ния // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 2. С. 86–100.

Рязанова С.В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 96. С. 119–135.

Рязанова С.В., Михалева А.В. Феномен женской религиозности в постсоветском обществе: региональный аспект. Пермь: ПГУ, 2011.

Рязанова С.В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов. Дисс. … канд. филос. н. Пермь, 1998.

Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности россиян // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной. Научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 146–168.

Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. Сб. ст. / Под ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: ЕУ в СПБ., 2006.

Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991.

Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // A reader in the anthropology of religion. Michael Lambek ed. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2008. P. 110–126.

Beckford J.A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. No. 42. Vol. 3. Р. 249–264.

Berger A.L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. 1981. No. 41. Vol. 4. Р. 375–390.

Borovik I. Institutional and private religion in Poland // New religious phenomena in Central and Eastern Europe. Krakow: Nomos, 1997. P. 235–255.

Bourg C.J. Religion in the City of Man // Sociological Analysis. 1984. No. 45. Vol. 2. P. 99–105.

Bull M. The Seventh-day Adventists: Heretics of American Civil Religion // Sociological Analysis. 1989. No. 50. Vol. 2. P. 177–187.

Campbell B.A. Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. No. 39. Vol. 3. P. 228–240.

Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. P. 229–253.

Kippenberg H.G. Religious History, Displaced by Modernity // Religions in the Disenchanted World. Numen. 2000. Vol. 47. No. 3. P. 221–243.

Kisala R. Urbanization and religion // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. P. 255–274.

Krech V., Rademacher M. Sequence analysis // The Routledge Handbook of Research Methods in the Study of Religion. 2nd ed. L.: Routledge, 2021. P. 445–460.

Mitchell C. The Religious Content of Ethnic Identities // Sociology. 2006. BSA Publications Ltd. Vol. 40(6). Р. 1135–1152.

Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. No. 39. P. 95–122.

Satlow M.L. Disappearing cathegories: using cathegories in the study of religion // Method & Theory in the Study of Religion, Vol. 17. No. 4(2005). P. 287–298.

Srinivas S. Urban forms of religious practice // Sociology. 2012. April 5. P. 67–79.

Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. 1978. No. 39. Vol. 2. P. 123–134.

Wilson B. Religious Sects. N. Y., 1970.

Wilson B.R. Absolutes and relatives: two problems for new religious movements // Challenging Religion. Essays in honor of Eileen Barker / Ed. by J.A. Beckford, J.A. Richardson. L., N. Y., 2005. P. 11–20.

Содержание номера № 4, 2024