Цифровые навыки в регионах России

Цифровые навыки в регионах России


Попов Е. В.

кандидат социологических наук, преподаватель департамента социологии, младший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия epopov@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162524060058
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики».


Ссылка при цитировании:

Попов Е. В. Цифровые навыки в регионах России // Социологические исследования. 2024. № 6. С. 65-75.
DOI 10.31857/S0132162524060058



Аннотация

В статье представлен анализ уровня цифровых навыков в региональном разрезе. На основе данных Росстата демонстрируется дифференциация субъектов РФ по ключевым компонентам уровня цифровой грамотности населения: информационным и коммуникационным навыкам, способностям решать ежедневные задачи и умению работать с программным обеспечением. Выстроенная в процессе анализа кластерная модель позволила определить три отличающихся по данным компонентам группы регионов: лидеры (21 регион); середняки (43 региона) и отстающие (21 регион). Среди лидирующих регионов выделяются Омская, Мурманская области и город Москва, среди отстающих – республика Северная Осетия, Магаданская и Еврейская автономная области. Выявлено, что на общий уровень цифровой грамотности в регионах влияют экономические показатели: средний индекс физического объема ВРП и валовой добавленной стоимости, средний размер заработной платы, а также ценностная компонента – в частности, положительная оценка влияния цифровых технологий на жизнь.


Ключевые слова
региональная статистика; цифровые навыки; Росстат; DigComp


Список литературы

Варламова Ю.А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. Социология. Этнология. № 2. С. 51–74.

Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Информационные технологии в России. М.: ЦИСН, 2001.

Гладкова А.А., Гарифуллин В.З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 4. С. 41–72.

Груздева М.А. Цифровые навыки и бонусы использования цифровых услуг: признаки территориальной асимметрии // Human Progress. 2020. Т. 6. № 4. С 1–12.

Дмитриев Я.В., Алябин И.А и др. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs дефакто // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 59–79.

Земцов С.П., Демидова К.В., Кичаев Д.Ю. Распространение Интернета и межрегиональное цифровое неравенство в России: тенденции, факторы и влияние пандемии // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 4. С. 57–78.

Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ. 2022.

Кузина Л.С., Попов Е.В. Реальные преимущества виртуального мира // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/839773040.html (дата обращения: 01.06.2023).

Кузина Л.С., Попов Е.В., Щербаков Р.А. Почти все домохозяйства в России выходят в сеть на высоких скоростях // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://issek.hse.ru/news/828416272.html (дата обращения: 01.06.2023).

Кузнецов Н.В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10 (87). С. 42–47.

Попов Е.В. Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян // Экспресс информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/704025190.html (дата обращения: 01.06.2023).

Попов Е.В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51–61.

Попов Е.В., Стрельцова Е.А. Цифровые навыки населения в регионах // Экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2022. URL: https://issek.hse.ru/news/767681612.html (дата обращения: 29.08.2023).

Прохоров П.Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации //Статистика и экономика. 2022. Т. 19. № 3. С. 25–38.

Садыртдинов Р.Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского госун-та. 2020. № 10(444). С. 230–235.

Статистика информационного общества в России: гармонизация с международными стандартами / Под ред. Л.М. Гохберга, П. Бох-Нильсена. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Федорова Н.В., Минченкова О.Ю., Макеева В.Г. Возможности и риски цифровизации экономики и общества //Наука и искусство управления. 2020. № 3/4. С. 25–37.

Федосеева С.С., Глезман Л.В., Елькин С.А. Цифровая грамотность населения как основа развития цифровой экономики в России и регионах // Управленческий учет. 2022. № 11–3. С. 948–955.

Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: ФРИ, 2013.

Aissaoui N. The digital divide: a literature review and some directions for future research in light of COVID-19 // Global Knowledge, Memory and Communication. No. 8/9. P. 686–708.

Gil-Garcia J.R., Helbig N.C., Ferro E. Is it only about internet access? An empirical test of a multidimensional digital divide // Electronic Government, Proceedings. 2006. Р. 139–149.

Hargittai E., Hinnant A. Digital inequality: Differences in young adults’ use of the internet // Communication Research. 2008. No. 5. P. 602–621.

Jones S.E. Against technology: From the Luddites to neo-Luddism. N. Y.: Routledge. 2013.

Prensky M. “Digital Natives, Digital Immigrants Part 1” // On the Horizon. 2001. Vol. 9 No. 5. P. 1–6. DOI: 10.1108/10748120110424816.

Содержание номера № 6, 2024